Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Памятка «Контроль за работой химчистки»

10 Января 2020

Довольно развитым в настоящее время является такой вид бытового обслуживания населения как химическая чистка вещей.

Однако, не все организации, оказывающие данные услуги, работают на потребительском рынке добросовестно.

Контроль за работой химчистки может осуществляться не только органами государственной власти, но и непосредственно самими гражданами-потребителями. Для этого необходимо знать, какие обязательные требования предъявляются к организациям, осуществляющим химическую чистку вещей.

Деятельность по оказанию услуг химической чистки вещей регулируется следующими законодательными актами: Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 №1025 (далее – Правила).

В момент сдачи вещи в химчистку до потребителя должна доводиться информация о наименовании (фирменном наименовании) химчистки, месте её нахождения (юридический адрес) и режиме её работы. Данная информация размещается на вывеске организации.

Правила, а также статьи 8, 10 Закона о защите прав потребителей закрепляют обязанность химчистки своевременно (до заключения договора) в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, которая в обязательном порядке должна содержать:

  • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
  • сроки оказания услуг (выполнения работ);
  • данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);
  • гарантийные сроки;
  • цены на оказываемые услуги (выполняемые работы) и сведения о порядке и форме оплаты.

Указанная информация должна находиться в удобном для обозрения потребителя месте на русском языке.

Заключаем договор.

Договор на оказание услуг химчистки заключается в письменной форме, как правило, в виде оформления квитанции.

В квитанции должны содержаться следующие условия:

  • фамилия, имя, отчество потребителя, его контактные данные;
  • наименование и местонахождение (юридический адрес) химчистки (для индивидуального предпринимателя - ФИО, сведения о гос. регистрации);
  • вид услуги (работы);
  • цена услуги (работы);
  • наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке и цена вещи (её оценка с учетом износа);
  • отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесённом авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  • дата приёма и исполнения заказа;
  • гарантийные сроки;
  • дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие);
  • другие необходимые данные.

Один экземпляр квитанции выдается сотрудником химчистки потребителю.

Сдаём вещь в химчистку.

В момент приёмки вещи на химчистку сотрудник химчистки определяет вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия – по согласованию с потребителем.

При необходимости исполнитель обязан спороть фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе чистки, пришить к изделию съёмные детали.

В момент сдачи вещи в химчистку следует внимательно изучить содержание оформленной квитанции, прежде чем её подписать и оставить вещь.

Если в квитанции приёмщица указала, что краситель на дубленке нестойкий и вещь после химчистки может полинять, то подписываясь под этим и сдавая вещь, потребитель рискует, так как химчистка в данном случае освобождается от ответственности за повреждение вещи.

Если потребитель был предупрежден об особых свойствах вещи, которые могут повлечь её повреждение, то претензии к химчистке потребитель предъявить по данному поводу не сможет (статья 35 Закона о защите прав потребителей). Однако, если потребитель был предупреждён только о возможном сходе красителя, а вернули вещь в дырках, то за это химчистка несёт полную ответственность.

Нередки случаи, когда при повреждении вещи, химчистка ссылается на то, что сотрудник химчистки не мог обнаружить её «особые свойства», то есть дефекты вещи, которые привели к повреждению, были скрытыми. Действительно, согласно пункту 3 статьи 35 Закона о защите прав потребителей исполнитель освобождается от ответственности, если особые свойства (дефекты) вещи не могли быть обнаружены при надлежащей приёмке этой вещи на химчистку. Однако, если приёмщица в момент приёмки вещи не выполнила предписанных ей проверочных мероприятий (проба на стойкость красителя и т.д.), то такая приёмка не может считаться надлежащей.

Приёмка вещи на химчистку также сопровождается оценкой процента её износа. Если потребитель не согласен с указанной оценкой, то он вправе настаивать на объективной оценке вещи.

С момента принятия вещи химчистка несет ответственность за сохранность этой вещи (пункт 12 Правил).

Претензии к качеству оказанной услуги.

Чаще всего претензии граждан, возникающие при оказании услуг химчистки, связаны с порчей (повреждением) принятой на химчистку вещи или её утратой.

При получении изделия из химчистки потребитель обязан проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность.

Если все-таки потребитель оказался в ситуации, когда в момент приёмки вещи из химчистки он обнаружил какие-либо повреждения, изменение цвета вещи, неочищенные пятна, дыры и т. п., то необходимо составить двусторонний акт с указанием всех обнаруженных дефектов. Если химчистка от составления вышеуказанного акта отказывается, то вещь забирать не стоит и необходимо направить в адрес химчистки письменную претензию с описанием состояния вещи в момент сдачи в химчистку, указанием обнаруженных дефектов выполненных работ и заявить соответствующие требования. Вручить её необходимо в двух экземплярах лично специалисту химчистки, получив на своем экземпляре отметку о принятии (печать, подпись, дата), либо в случае отказа принять претензию, послать её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В претензии потребитель согласно статье 29 Закона о защите прав потребителей может предъявить следующие требования:

  • безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги (выполненной работы);
  • уменьшить цену оказанной услуги (выполненной работы);
  • безвозмездно изготовить другую вещь из однородного материала такого же качества или повторно выполнить работу;
  • возместить понесённые потребителем расходы по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом;
  • расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены.

Если химчистка не согласна с претензиями потребителя к качеству выполненной работы или отказывается признавать свою вину за порчу вещи, то потребитель может настаивать на проведении исполнителем независимой экспертизы, либо после составления акта (подачи претензии) забрать вещь и провести экспертизу за свой счет. В данном случае проводится технологическая экспертиза, направленная на выявление нарушений технологии химической чистки.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя на химчистку, исполнитель обязан в трёхдневный срок заменить её однородной вещью аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества – возместить потребителю двукратную цену утраченной (повреждённой) вещи, а также расходы, понесённые потребителем (статья 35 Закона о защите прав потребителей).

Поскольку у химчистки, как правило, отсутствует возможность предоставить аналогичную вещь взамен поврежденной, то потребителю можно сразу предъявлять требование о возмещении двукратной стоимости вещи. Её стоимость можно подтвердить чеками, если они сохранились, либо получить заключение о среднерыночной стоимости вещи в организации, проводящей оценку вещей.

Цена утраченной (повреждённой) вещи определяется, исходя из цены вещи, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было (статья 35 Закона о защите прав потребителей).

В случае необходимости обращения за услугами по оценке (экспертизе) вещи, следует обязательно сохранить квитанции об оплате указанных услуг. Данные расходы химчистка должна будет компенсировать потребителю, если будет доказано, что, например, дефекты вещи появились в результате некачественного оказания услуг по химчистке.

Если руководство химчистки откажется в досудебном порядке удовлетворить требования потребителя, то ему следует обращаться за защитой своих прав с иском в суд.

Следует знать, что статья 17 Закона о защите прав потребителей предоставляет потребителю право обратиться по своему выбору с иском в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Также потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Санитарно-эпидемиологические требования к химчисткам изложены в СанПиН 2.2.2506-09 «Гигиенические требования к организациям химической чистки изделий. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"

Санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, планировке, санитарно-техническому оснащению, к технологическому процессу, производственному оборудованию, условиям труда в организациях химической чистки изделий, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников, а также неблагоприятного влияния этих объектов на среду обитания и здоровье проживающего населения.

Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации химической чистки изделий (далее - организации химической чистки) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, кроме чистки спецодежды, больничных белья и мягкого инвентаря.

Мини-химчистки, расположенные в крупных торгово-развлекательных центрах, гостиничных комплексах и гипермаркетах, должны иметь автономную систему вентиляции и, как правило, отдельный вход-выход. В случае невозможности обустройства отдельного входа-выхода мини-химчистка должна располагаться в зоне, где не производится торговля продовольственными и детскими товарами (одежда, игры, игрушки, школьно-письменные принадлежности), а также лекарственными средствами и предметами ухода за больными.

Пункты приема-выдачи организаций химической чистки могут размещаться в жилых кварталах как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к зданиям иного (жилого и нежилого) назначения. При размещении пунктов приема-выдачи в жилых зданиях их помещения должны иметь входы, изолированные от жилой части.

При размещении пункта приема-выдачи в жилом здании режим функционирования ограничен: запрещается функционирование с 23 до 7 часов. Более подробная информация изложена в СанПиН 2.2.2506-09.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~tHmOR