Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Информация для потребителей о приобретении дорогостоящей косметики и косметических услуг в кредит

28 Января 2020

В адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия продолжают поступать жалобы от потребителей по вопросам «навязывания» покупки дорогостоящей косметики в кредит с сопутствующим предоставлением услуги косметолога.

Отдельные косметологические процедуры проводятся с использованием специальных средств. В обращениях, как правило, потребители указывают, что изначально посредствам телефонной связи им предлагалось воспользоваться бесплатной косметологической услугой (массаж, «пилинг», уход за волосами и т.д.), при этом приглашение в косметический салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт.

Перед продажей дорогостоящей косметики, как правило, продавцы предлагают воспользоваться бесплатной демонстрацией косметологических услуг, после чего заключить договор на приобретение дорогостоящей косметики. Подобные договоры часто сознательно заключаются в помещениях, где звучит успокаивающая музыка, часто используются ароматические средства, проводятся угощения различными напитками и т.п. Это отвлекает внимание потребителей, не дает им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями.

Потребителям предлагают подписать документы после устного описания их содержания либо просто поставить подпись на бланке какого-либо «документа» (договор купли-продажи, договор на оказание косметических услуг и т.п.).

Под воздействие таких исполнителей и продавцов попадают доверчивые потребители, и чаще всего это люди пожилого возраста. После совершения сделки и ознакомления с условиями заключенных договоров и ценами на аналогичные товары и услуги многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ.

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») потребитель вправе отказаться от исполнения договора выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Таким образом, уменьшение подлежащей возврату суммы законодатель связывает только с фактически понесенными расходами. При этом такие расходы должны быть подтверждены в каждом конкретном случае.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В данный Перечень включены парфюмерно-косметические средства.

В случае приобретения товаров ненадлежащего качества вернуть их можно в соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Поэтому до получения косметологической процедуры и приобретения дорогостоящей косметики Управление рекомендует:

- не торопиться с принятием решения о покупке товара, для начала оценить потребности в предлагаемых товарах и наличие финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи.

- предварительно постараться убедиться в том, что используемая косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным требованиям;

- не подписывать предлагаемые документы (договор, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав их содержание; поскольку подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.

Обращаем Ваше внимание, что по общему правилу, закреплённому пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.

Указанное означает, что правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов (организаций, фирм) выполнить какие-либо действия или выплатить денежные средства обладают только органы судебной власти.

Также положения Закона РФ «О защите прав потребителей» подразумевают гражданско-правовой порядок защиты прав потребителей, в том числе судебный порядок.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» гражданин вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК подведомственны судам общей юрисдикции. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, которые связаны с нарушением их прав.

Иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту нахождения организации (её филиала), жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель может требовать компенсации за причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Управление сообщает, что при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» работает консультационный центр (г. Петрозаводск, ул. Луначарского, 13а, каб.23, тел. 56-12-07), осуществляющий консультирование граждан и оказывающий помощь в составлении претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, куда можно обратиться за содействием.

Также можно задать интересующие вопросы по электронной почте: cge@cge.onego.ru.

Со своей стороны Управление готово в соответствии со статьей 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и пунктом 3 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» вступить в судебное дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителя.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~IYRdo