Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О нарушении прав пассажиров при оказании услуг перевозок

18 Июня 2013

О нарушении прав пассажиров при оказании услуг перевозок

   В последнее время возросло число граждан, обращающихся с жалобами на качество оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Среди поступивших в Управление обращений, часто задаваемые вопросы касались соблюдения прав потребителей на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемых услугах при перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, грузоперевозках и т.п.

Темы некоторых обращений:

1. Может ли перевозчик отказать в продаже билета?

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - ФЗ №259), Постановлением Правительства Российской Федерации  Российской Федерации от 14.02.2009 №112 «Об утвержденииПравил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей (далее Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ №259  порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 52 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства от 14.02.2009 № 112, в продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора - водителем.

Это требование также предусмотрено в пунктах 2 и 3 статьи 24 ФЗ №259.

Таким образом, требованиями действующего законодательства Российской Федерации предусмотрено право исполнителя отказать пассажиру в продаже билета по вышеуказанным основаниям.

2. Законность взимания с пассажиров сбора за предварительную продажу билетов?

В соответствии с пунктом 51 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства от 14.02.2009 № 112 продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за пять минут до отправления. Такая продажа рассматривается как текущая и не является основанием для взимания сбора.

3.Что делать если во время перевозки грузовым такси была испорчена мебель?

Поскольку договор перевозки является разновидностью договора на оказание услуг, к нему применимы общие положения Закона РФ "О защите прав потребителей" о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона "О защите прав потребителей" при оказании услуг.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

4. Должен ли таксист при перевозке пассажира выдавать квитанцию об оплате, подтверждающую оказание услуг?

Оказание услуг перевозки такси утверждено и регламентировано Федеральным законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В соответствии с требованиями пункта 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, пассажиру должен быть выдан кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~DBJnC