Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О продаже товаров дистанционным способом через интернет-магазины

25 Июня 2015

О продаже товаров дистанционным способом через интернет-магазины

В Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поступают устные и письменные обращения граждан-потребителей, связанные с приобретением товаров через интернет-магазины. В основном, потребителей интересуют вопросы возврата товара продавцу в связи с предоставлением недостоверной информации о товаре при заключении договора купли продажи, а также неисполнение продавцом обязательств по передаче товара в установленный срок, либо доставки товара ненадлежащего качества (иными потребительским характеристиками).

В этой связи сообщаем следующее.

Отношения, вытекающие из договора купли-продажи дистанционным способом, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. №612 (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом).

В соответствии с пунктом 2 Правил продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении договора.

До заключения такого договора продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о продавце и предлагаемомим товаре, обеспечивающую возможность правильного выбора товара.

Данная информация должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах товара, о цене и условиях его приобретения, о доставке и порядке оплаты товара, о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Согласно пункту 20 Правил № 612 договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. После чего у продавца возникает обязательство по передаче потребителю товара на условиях и в срок, предусмотренные договором.

За неисполнение данного обязательства продавец несет ответственность, установленную ст. 23.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон РФ «О защите прав потребителей»), в том числе, по уплате потребителю по его требованию неустойки (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки.

В случае, если договором срок передачи (доставки) товара не определен, применяется правило, предусмотренное ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), в соответствии с которым, данное обязательство должно быть исполнено в разумный срок, либо после возникновения обязательства.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, продавец обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления потребителем требования о его исполнении.

При доставке товара ненадлежащего качества, в том числе товара, не соответствующего выбранному покупателем по потребительским свойствам, потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Основания возврата товара, приобретенного дистанционным способом

Возврат товара продавцу, производящему торговлю дистанционным способом может иметь место в следующих случаях:

1. По причине получения товара ненадлежащего качества, наличия в товаре недостатков

В ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 29 Правил продажи товаров дистанционным способом закреплено право покупателя в случае получения товара ненадлежащего качества на:

безвозмездное устранение недостатков товара,

возмещение расходов на их исправление покупателем или третьим лицом,

требование о соразмерном уменьшении покупной цены,

замену на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы при возврате товара продавцу.

Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей». Данный срок не может превышать десяти дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования продавцу.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем существенных недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

2. По причине отказа от товара надлежащего качества не подходящего размера, комплектности и т.п.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Обращаем внимание, что на основании ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 21 Правил № 612 покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

При этом в случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

В случае неисполнения вышеуказанных требований закона, защита нарушенного права осуществляется в судебном порядке в рамках искового производства (ч.1 ст. 11 ГК РФ, 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Иск о защите прав потребителя может быть предъявлен по выбору гражданина в суд по месту:

нахождения (адресу) организации (индивидуального предпринимателя);

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

За получением консультации и помощи в составлении претензии, искового заявления по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться за содействием в консультационный центр созданный при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» (консультационный центр работает бесплатно по адресу: г. Петрозаводск, ул. Луначарского, д. 13А, каб. 23, тел. 56-12-07).

Дополнительно обращаем внимание что на сегодняшний день достаточно широко распространена продажа товаров через Интернет физическими лицами, не зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. Данные отношения не регулируются законодательством о защите прав потребителей.

В этой связи Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия призывает быть внимательными при покупке товаров через Интернет. В случае, если Вам не предоставлена вышеуказанная необходимая информация о продавце и его товарах, воздержаться от таких покупок.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~sZi1O