Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах судебной практики по защите прав потребителей за 9 месяцев 2021 года

25 Ноября 2021

За 9 месяцев 2021 года на рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поступило 757 обращений по вопросам защиты прав потребителей, в том числе письменных обращений граждан – 746. Число обращений на нарушения прав потребителей составило 38% от всех поступивших в Управление обращений (всего 1 974 обращения).

Обращения, связанные с продажей товаров, составили 34,7% (в 2020 году – 35,3%); на сферу услуг приходится 65,3% обращений.

Наибольшее количество обращений: в сфере розничной торговли непродовольственной группой товаров – 30%, услуг ЖКХ – 16,2% (в 2020 году – 10,5%), услуг связи – 7,4%, деятельности финансовых организаций – 6% (в 2020 году – 5,3%), медицинских услуг – 6% (в 2020 году – 4,4%).

Одной из наиболее действенных мер по защите прав потребителей является судебная защита. Согласно пунктам 7, 8 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, утвержденному приказом Федеральной службы от 09.07.2012 №712, Управление вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть привлечено судом к участию в деле, а также вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в рамках гражданского или административного судопроизводства.

За 9 месяцев 2021 года в судебные органы направлено 75 заключений по делам в защиту прав потребителей, что на 4% больше показателя аналогичного периода 2020 года (72). В структуре заключений основную долю – 29 или 38,7% составляют заключения по делам в защиту прав потребителей услуг розничной торговли; услуг ЖКХ – 9 или 12%; бытовых услуг – 7 или 9,3%, туристских услуг – 6 или 8%. Кроме того, направлялись заключения в защиту прав потребителей финансовых, медицинских услуг, долевого строительства жилья, культурно-развлекательных мероприятий, услуг технического обслуживания транспортных средств, связи и прочих видов деятельности.

Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия Управления в целях дачи заключения по делу составил 89,6% (рассмотрено 48 дел, удовлетворено – 43). В пользу потребителей присуждено 3 039,3 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 120,7 тыс. руб.

Также Управлением направлено в суд 7 исковых заявлений в защиту конкретных потребителей, что соответствует показателю аналогичного периода 2020 года. Все рассмотренные иски, поданные Управлением в защиту конкретных потребителей (6 исков), судебными органами удовлетворены. В пользу потребителей присуждено 734,8 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 19,2 тыс. руб.

Управлением будет продолжена работа по судебной защите прав потребителей.

Одновременно Управление напоминает о работе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей по адресу zpp.rospotrebnadzor.ru. На указанном ресурсе можно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими соответствующие разделы потребительского рынка, с результатами проверок, изучить перечни продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и судебную практику.

Кроме того, в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Единый консультационный центр предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Управление напоминает о том, что для получения консультаций и практической помощи также можно обращаться по телефону отдела защиты прав потребителей Управления (8142) 79-74-09.

Для направления жалобы, заявления, предложения или запроса можно воспользоваться разделом «Прием обращений граждан» на официальном сайте Управления в сети Интернет http://10.rospotrebnadzor.ru/. Обращения и запросы в письменной форме могут быть направлены с использованием услуг почтовой связи по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 26.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~iHbfY