Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О защите прав потребителей услуг отдыха и оздоровления детей

5 Июня 2019

В целях обеспечения благополучия детского населения в период летней оздоровительной кампании 2019 года Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует о следующем.

Абзацем 1 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» установлено право потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Статья 4 Закона предусматривает, что исполнитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в области организации отдыха и оздоровления детей) обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям. Однако в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, отнесенные к компетенции Роспотребнадзора, содержащие обязательные требования качества к осуществлению указанной деятельности.

Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Статья 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» указывает, что потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Таким образом, в случае оказания услуг ненадлежащего качества потребителю следует письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении или под роспись о получении) обратиться к исполнителю с претензией. В случае неудовлетворения требований добровольно, соответствующий имущественный спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства. Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе РФ» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, при этом никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Указанное означает, что правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов (организаций, фирм) выполнить какие-либо работы, выплатить (вернуть) гражданам какие-либо денежные средства, осуществить какие-либо действия, чьи решения на этот счет носили бы законный и обязательный характер, обладают только органы судебной власти.

Положения Закона РФ «О защите прав потребителей» по своему смыслу подразумевают именно гражданско-правовой порядок защиты прав потребителей, в том числе судебный порядок. Статья 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации-ответчика; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Управление информирует, что при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» работает консультационный центр в г. Петрозаводске и консультационные пункты в районах республики, осуществляющие консультирование граждан и оказывающие помощь в составлении претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей. Информация о контактных данных и режиме работы размещена на сайте cge.onego.ru.

В соответствии со взаимосвязанными положениями статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» до принятия решения судом первой инстанции Управление может вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителей. В случае реализации права на судебную защиту потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления как уполномоченного территориального федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска потребителем это достигается посредством изначального включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела – отдельным ходатайством).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~YlzOt