В связи с приближающимися праздниками Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия напоминает потребителям о правилах выбора парфюмерной продукции.
Парфюмерная продукция в зависимости от типа конечного продукта подразделяется на:
• жидкую;
• твердую;
• порошкообразную.
Парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №799 (далее — ТР ТС 009/2011), который распространяется на выпускаемую в обращение на территории государств-членов Таможенного союза парфюмерно-косметическую продукцию в потребительской таре.
Помимо этого, парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ 31678-2012 «Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия» (стандарт распространяется на спиртосодержащую парфюмерную жидкую продукцию — духи, одеколоны, парфюмерные, туалетные и душистые воды) и ГОСТ 32853-2014 «Продукция парфюмерная твердая и сухая. Общие технические условия» (распространяется на твердую и сухую парфюмерную продукцию, предназначенную для придания приятного запаха и/или коррекции запаха тела).
При продаже парфюмерной продукции продавец должен соблюдать требования Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2463.
Упаковка товара не должна вызывать подозрений. Прежде всего, она должна быть аккуратной (например, если это картон, то он должен быть качественным), шрифты на упаковке должны быть четкими и читаемыми, при этом буквы, залитые тоном (красителем) не должны размазываться. Если продукт упакован в целлофановую пленку, то она также должна выглядеть аккуратно. Вместе с тем упаковка выполняет не только эстетическую функцию. Она сохраняет продукт до непосредственного контакта с потребителем, а также доносит важную информацию о продукте.
Продавец парфюмерно-косметических товаров должен предоставить покупателю возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды, а также иной парфюмерной продукции с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.
В соответствии с Законом о защите прав потребителей потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность его правильного выбора.
Информация о товарах должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно происхождения, свойства, состава, способа применения, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность парфюмерно-косметической продукции, и не мог ошибочно принять данную продукцию за другую, близкую к ней по внешнему виду упаковки и (или) органолептическим показателям.
Согласно требованиям ТР ТС 009/2011 маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:
• наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;
• наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
• страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
• наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС;
• номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника;
• срок годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);
• описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
• особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);
• номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции;
• сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции;
• список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).
Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном языке.
Отсутствие указанной информации ставит под сомнение происхождение товара, его качество и безопасность.
Парфюмерная продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011 и прошедшая процедуру оценки соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза.
Изображение единого знака обращения продукции ЕАС представляет собой сочетание трех стилизованных букв «Е», «А» и «С», графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковую высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне. ЕАС расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity).
Единый знак обращения продукции наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности парфюмерно-косметической продукции.
Изображение единого знака обращения должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.
С 1 октября 2020 г. в целях соблюдения прав потребителей и пресечения распространения в Российской Федерации контрафактной и фальсифицированной парфюмерной продукции постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 1957 «Об утверждении правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» введена обязательная маркировка духов и туалетной воды.
Средство идентификации парфюмерной продукции наносится в виде двухмерного штрихового кода в формате Data Matrix.
Чтобы узнать, прослеживается ли товар в системе маркировки, необходимо установить на мобильное устройство приложение «Честный ЗНАК» и с его помощью отсканировать код маркировки товара. Данное действие позволяет покупателю самостоятельно удостовериться в легальности происхождения товара, а также получить данные как о самом товаре, так и о его производителе.
Если при проверке через приложение «Честный ЗНАК» выявлена ошибка кода, информация о товаре отсутствует, либо товар не соответствует описанию в приложении, то потребитель вправе сообщить о таком нарушении.
Средство идентификации наносится на потребительскую упаковку или этикетку методом, не допускающим отделения средства идентификации от потребительской упаковки.
В случае формирования набора товаров средство идентификации наносится на потребительскую упаковку набора товаров или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке, а также на потребительскую упаковку парфюмерной продукции, входящей в состав данного набора товаров, или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке.
В случае формирования комплекта товаров средство идентификации наносится на потребительскую упаковку комплекта товаров или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке.
Допускается размещение этикетки с нанесенным на нее средством идентификации на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале. При этом средство идентификации не должно перекрываться другой информацией.
Участники оборота духов и туалетной воды вправе осуществлять ввоз на территорию Российской Федерации и реализацию ввезенных на территорию Российской Федерации комплектов товаров и наборов товаров, включающих парфюмерную продукцию, без их маркировки средствами идентификации и не вносить в информационную систему мониторинга сведения о таких комплектах товаров и наборах товаров до 1 октября 2022 г.
ВАЖНО! Совершая выбор парфюмерии, необходимо проявлять осмотрительность в отношении потребительских свойств изделия, поскольку парфюмерно-косметические товары не подлежат обмену и возврату на основании статьи 25 Закона о защите прав потребителей, если они надлежащего качества. Вернуть такой товар в магазин можно только в том случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
Недостаток товара — это несоответствие товара:
• предусмотренным законом обязательным требованиям к такому товару;
• условиям договора;
• целям, для которых товар такого рода обычно используется;
• целям, которые преследует при покупке товара потребитель (при условии, что он информировал об этом продавца);
• образцу или его описанию, если товар продается по образцу или его описанию.
В случае обнаружения недостатков в парфюмерно-косметических товарах потребитель в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите прав потребителей вправе:
• потребовать замены этого изделия на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
• потребовать замены этого изделия на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• потребовать соразмерного уменьшения цены продажи приобретенного товара;
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Кроме того, покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Однако если договор купли-продажи был заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами, то на основании пункта 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трёх месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Во избежание рисков, связанных с причинением вреда своему здоровью, финансам и настроению, не приобретайте парфюмерно-косметическую продукцию у случайных лиц, уличных торговцев, а также вне стационарных мест торговли или в павильонах, где до покупателя не доведены достоверные сведения об организации (продавце), адресе и режиме работы.