Приём обращений граждан |
О деятельности Управления в 2011 году по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в сфере финансовых услуг
В 2011 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия проведено 7 плановых проверок в отношении ОАО «РОСБАНК», ООО КБ «Ренессанс Капитал», ОАО «Пробизнесбанк», ЗАО Акционерный коммерческий нефтяной инвестиционно-промышленный банк, ЗАО «БНП ПАРИБА Банк», ЗАО КБ «Европейский трастовый банк», ЗАО «Райффайзенбанк».
По результатам проведенных плановых проверок в отношении банков, допустивших нарушения законодательства о защите прав потребителей, составлены 3 протокола по ст.19.7 КоАП РФ (за непредставление информации) в отношении ООО КБ «Ренессанс Капитал», ОАО «РОСБАНК», ОАО «Пробизнесбанк», 6 протоколов по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ (за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей) в отношении ОАО «Пробизнесбанк», ЗАО «БНП ПАРИБА Банк», ЗАО КБ «Европейский трастовый банк», ЗАО «Райффайзенбанк», выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений (ЗАО «БНП ПАРИБА Банк», ЗАО КБ «Европейский трастовый банк», ЗАО «Райффайзенбанк»).
На рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поступило более 40 письменных обращений граждан. По результатам рассмотрения:
проведено 9 внеплановых проверок и 4 административных расследования в отношении банков;
составлено 10 протоколов, в том числе - 6 протоколов по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителей) в отношении ОАО «СКБ-банк», ЗАО «Банк ВТБ 24», ОАО НБ «ТРАСТ», ОАО «Россельхозбанк»; 1 протокол по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ в отношении ОАО «Россельхозбанк» (непредставление информации об услуге);
выдано 7 предписаний об устранении выявленных нарушений статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ОАО «СКБ-банк», ОАО НБ «ТРАСТ», ОАО Сбербанк России, ОАО «РОСБАНК», ОАО «Банк Москвы», ООО КБ «Ренессанс Капитал»
3 заявления переадресовано на рассмотрение в Национальный банк Республики Карелия;
· подано исковое заявление в защиту прав потребителя к ОАО «СКБ-банк», в пользу потребителя с банка Петрозаводский городской суд взыскал 14 000 руб. за незаконные комиссии и 3 000 руб. в качестве компенсации морального вреда.
· направлено в суд 58 заключений в интересах прав потребителей финансовых услуг. По результатам рассмотрения дел, по которым Управление давало заключения, в пользу потребителей с банков взыскано 474 000 руб.
Наиболее часто допускаемые банками нарушения законодательства о защите прав потребителей это включение в договор с потребителями следующих условий, ущемляющих законные права потребителей, а именно:
· взимание комиссий за открытие и (или) ведение ссудного счета, выдачу кредита, за оказание финансовых услуг при выдаче кредита, за обработку кредитной заявки и т.п.;
· обуславливание получения кредита обязательным заключением договора страхования жизни и здоровья потребителя-заемщика на условиях банка;
· одностороннее изменение банком условий договора с потребителем;
· ограничение права потребителя на альтернативную подсудность.