Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О предоставлении жилищно-коммунальных услуг

18 Октября 2013

О предоставлении жилищно-коммунальных услуг

   Какая информация должна быть в платежной квитанции  на оплату коммунальных услуг?

С сентября 2012 года в соответствии с п.69. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, в платежном документе на оплату коммунальных услуг (единая квитанция, единый информационный лист) должна быть представлена следующая информация:

-  почтовый адрес жилого помещения, сведения о собственнике (собственниках, нанимателях) помещения (с указанием фамилии, имени и отчества физического лица);

-  наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

-  указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;

-  объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг;

- сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

-  сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок.

   Приказом  Минрегиона РФ   от  19.09.2011 № 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

    Ответственность за нарушение сроков подачи горячего водоснабжения потребителям

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 исполнитель обязан предоставлять услуги (в том числе жилищно-коммунальные) надлежащего качества.  При этом параметры качества коммунальных услуг (теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение) определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354:

- круглосуточное, бесперебойное  предоставление услуг в необходимых для потребителей объемах;

- соответствие качества услуг санитарным нормам.

Требования к качеству услуги по горячему водоснабжению установлены СанПиН  2.1.4. 2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила).

Предельные сроки перерыва в предоставлении услуги по горячему водоснабжению при проведении профилактических ремонтов сетей и оборудования - 14 суток.

Ответственность перед потребителем за нарушение сроков оказания услуги по горячему водоснабжению несет организация, с которой заключен договор - в зависимости от способа управления домом это или управляющая организация или ресурсоснабжающая, а также ТСЖ.

Поэтому в случае непредоставления услуги по горячему водоснабжению в связи с нарушениями сроков проведения планового ремонта сетей потребителю целесообразно уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 104 Правил).

Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.  При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема (п. 106 Правил).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) (п. 108 Правил).

Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей (п. 110 Правил). При этом любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то исполнитель обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца.

В акте о непредоставлении коммунальных услуг указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.

После составления акта о непредоставлении услуг потребитель вправе обратиться с письменной претензией к исполнителю услуг.  При этом, чтобы зафиксировать дату и факт обращения к исполнителю услуг, целесообразно оформит претензию письменно в двух  экземплярах с определенным требованием.  

При отказе в удовлетворении требований потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

В случае нарушения параметров качества и превышения указанных временных показателей при предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать проведения перерасчета за непредоставление коммунальных услуг или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Для этого потребителю необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании для установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Это обращение может быть как в письменной, так и в устной форме.

При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы, который принимает у потребителя заявку, должен сообщить ему свое имя-фамилию-отчество, регистрационный номер заявки и время ее приема. 

Если сотруднику неизвестны причины, по которым исполнитель перестал предоставлять услугу или начал предоставлять услугу ненадлежащего качества, он должен согласовать с потребителем дату и время, когда его квартиру посетят сотрудники управляющей компании и удостоверятся в этом.

По результатам проверки составляется Акт, который подписывается потребителем и исполнителем.   В этом Акте указываются нарушения установленных параметров качества, а также время и дата, когда услуги перестали предоставляться, либо начали предоставляться ненадлежащего качества.

Указанный Акт является основанием для проведения перерасчета.

Полномочия Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия по защите прав потребителей коммунальных услуг

В последнее время в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия стало поступать значительное число обращений граждан с жалобами на ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома. Помимо этого, многие заявители задают вопросы, связанные с установлением тарифов на услуги ЖКХ, правомерностью начислений тех или иных видов платежей, в том числе на коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, проведением перерасчетов и решением иных спорных ситуаций.

В связи с этим, Управление информирует, что основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками определяют нормы жилищного законодательства, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, п. 3 Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» органами регионального государственного надзора устанавливается размер платы за коммунальные услуги, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и осуществляется проверка правильности их применения.

Таким органом на территории Республики Карелия является   Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (г.Петрозаводск, ул. М. Мерецкова, д. 8а, тел. 57-62-38), постановлением которого утверждаются тарифы на  отопление и электрическую энергию, а также нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в регионе.

В свою очередь, контроль за  техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества в многоквартирном доме, своевременным выполнением работ, а также порядком (режимом) предоставления коммунальных услуг,  установлением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения,  а также определением размера и внесению платы за коммунальные услуги, в соответствии с  Постановлением  Правительства РФ  от 11.06.2013 № 493 о Государственном жилищном надзоре осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Карелия    (г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4), 

Оценка обоснованности соответствующего ценообразования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в полномочия Роспотребнадзора не входит.

В жилищной сфере Роспотребнадзор реализует следующие надзорные функции и полномочия по защите прав потребителей:

1) обращение в суды с исковыми заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг;

2) вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по собственной инициативе, инициативе суда или лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Одновременно разъясняем, что в случае несогласия с размером начисленной платы за коммунальные услуги, на общедомовые нужны  и другие  имущественные требования рассматриваются в судебном порядке.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~oOrtA