Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах проведенной «горячей линии» по вопросам правовых оснований защиты прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг медицинскими учреждениями.

11 Октября 2012

О результатах проведенной «горячей линии» по вопросам  правовых оснований  защиты прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг медицинскими учреждениями.

24 сентября 2012 года отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия проведена телефонная «горячая линия» по теме «Правовые основания защиты прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг медицинскими учреждениями».

Приводим ответы на интересующие вопросы потребителей.

Рядом с моим домом открыли новый стоматологический кабинет. На дверях написано просто «Стоматология». Зашла вовнутрь. Никакой информации о врачах, не ясно, кому принадлежит этот кабинет, нет прейскуранта. Девушка-администратор сказала: «Какая Вам разница, чей это кабинет. Цену Вам скажет врач». Разъясните мне, есть ли такой закон, по которому нам – гражданам – должны предоставлять всю информацию о стоматологах и их услугах?

Отношения, возникающие между потребителями, пользующимися платными медицинскими услугами, и исполнителями таких услуг (медицинскими учреждениями), регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27.

В соответствии с пунктом 10 названных Правил медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы путём размещения указанной информации на вывеске.

Исполнитель – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

На основании пункта 2 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» до сведения потребителя медицинских услуг  должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя (медицинская деятельность), номере лицензии, сроке действия указанной лицензии, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию.

Кроме того, в силу положений пунктов 1, 2 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан дополнительно к пункту 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями своевременно предоставлять потребителю сведения об основных потребительских свойствах услуг, информацию о гарантийном сроке, если он установлен, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг, а также о правилах оказания услуг.    

Стоматология, куда Вы обратились, нарушает право потребителей, установленное статьёй 8 Закона РФ «О защите прав потребителей», на информацию об исполнителе и об услугах, оказываемых исполнителем.

Я живу в Беломорске. Приехала в Петрозаводск в одну платную клинику для лечения. Врач, осмотрев меня, сказал, что на лечение потребуется 5 дней, при этом в договоре на это не указал. Мне важно, чтобы это было прямо указано в тексте договора, потому что хочу купить билеты на обратный путь. И вообще договор такой маленький. Всего лишь несколько условий. Что в нём должно быть прописано?

Требования к составу реквизитов договора определены в пункте 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27. Договором о предоставлении платных медицинских услуг регламентируются условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок расчётов, права, обязанности и ответственность сторон.

Таким образом, в Вашем случае договор в обязательном порядке должен содержать условие о пятидневном сроке лечения.

Вчера между мной и медицинской организацией был заключён договор на предоставление платных медицинских услуг по зубопротезированию. В договоре есть пункт: «Исполнитель имеет право при изменении объёма услуг изменять размер платы за оказание стоматологических услуг.» Хотел бы знать, насколько законно такое условие договора? По сути, я даже не знаю, сколько вообще денег должен буду заплатить в конце протезирования. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Названным Вами условием предусмотрено основание для изменения стоимости услуг в одностороннем порядке по инициативе медицинской организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Согласно статье 310 ГК РФ в отношениях с гражданами одностороннее изменение условий гражданско-правового договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Из смысла пункта 1 статьи 452 ГК РФ следует, что соглашение об изменении условий договора о предоставлении платных медицинских услуг должно быть заключено в той же форме, что и сам договор, то есть в письменной форме. Сделка в письменной форме совершается путём составления документа, выражающего его содержание, подписанного лицом или лицами, совершающими сделку или должным образом уполномоченными ими лицами (пункт 1 статьи 160 ГК РФ).

Следовательно, в отношениях между медицинским учреждением и гражданином одностороннее изменение условий (об изменении объёма или вида услуг, об изменении размера их платы) по договору о предоставлении платных медицинских услуг без оформления соответствующего дополнительного соглашения не допускается.

Кроме того, положениями статьи 779 ГК РФ определён предмет договора возмездного оказания услуг. По договору оказания медицинских услуг исполнитель обязуется оказать услуги по заданию заказчика. Предоставление дополнительных платных медицинских услуг, не порученных заказчиком, возможно только с согласия пациента, даже если эти услуги ему необходимы по медицинским показаниям.

Таким образом, рассматриваемый пункт договора ущемляет право потребителя на согласование существенного условия договора о цене услуги.






Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~JphFt