Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Ответы на актуальные вопросы «горячей линии»: «Защита прав потребителей при продаже технически сложных товаров бытового назначения»

4 Августа 2016

Отдел защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия человека  по Республике Карелия 25 июля 2011 года  провел для жителей   Республики Карелия телефонную  «горячую» линию по теме: «Защита прав потребителей при продаже технически сложных товаров бытового назначения». 

Приводим ответы на наиболее актуальные вопросы, поступившие в ходе проведения «горячей» линии.

 Купила сотовый телефон, но он скоро сломался. Могу ли я поменять его на другой телефон?

Согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей»  потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Таким образом, вы можете либо обменять свой сотовый телефон на другую модель, либо предъявить продавцу иное требование, предусмотренное ст.18 Закона РФ.

В чем разница между сроком годности и сроком службы товара?

Согласно ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей», срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и т.п.).

Срок службы устанавливается на непродовольственные товары.

На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством РФ

Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается.

Купил в магазине телевизор и заключил договор купли-продажи. Однако в договоре указано, что если купленный товар окажется с недостатками, то я имею право лишь на гарантийный ремонт. Законно ли это?

В соответствии с п. 1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое из перечисленных в данном пункте требований (о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о соразмерном уменьшении покупной цены; о замене на товар аналогичной или другой марки; о расторжении договора).

Таким образом, рассматриваемый пункт договора ограничивает права потребителей по сравнению с  установленными Законом.

 На основании п. 1 ст.16 Закона РФ условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Купил холодильник, а через месяц он сломался. Магазин отказывается проводить экспертизу, возлагая эту обязанность на меня. Прав ли продавец?

Согласно п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленныест. 20, 21, 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Купил стиральную машину, но она не подошла по габаритам. Имею ли я право обменять её на другую модель?

К сожалению, такого права у потребителя нет. Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N55,  технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества, на которые установлены гарантийные сроки, не могут быть возвращены покупателем и не подлежат обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

 В данном случае вопрос обмена можно решить только по договоренности с продавцом.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~d8ooR