Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Ответы на актуальные вопросы, поступившие в Управление по телефону «горячей линии» в январе 2013 года

31 Января 2013

Ответы на актуальные вопросы, поступившие в Управление по телефону «горячей линии»  в январе 2013 года     

В Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия работает телефон бесплатной «горячей линии». Публикуем ответы на актуальные вопросы, поступившие по телефону от граждан в январе 2013 года.

Что должен обязательно содержать договор по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и какие пункты необходимо внести, чтобы защитить себя от ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств? 

Прежде всего, договор должен содержать условие о предмете, то есть по поводу чего, собственно говоря, заключается договор. Этот документ должен содержать пункты о правах и обязанностях сторон, а также ответственности, которая наступает, если одна из сторон не выполняет обязательств.

Обязательно нужно учесть, что в договоре должен быть прописан порядок установления факта поставки некачественной услуги.

Ещё одно обязательное условие договора – сроки и порядок поставки жилищно-коммунальных услуг, без этого договор может быть признан недействительным.

Условия, содержащие требования к качеству и количеству поставляемых услуг, выгодно прописать в первую очередь потребителю.

Немаловажными являются условия изменения, расторжения и продления срока действия договора.

Что такое надлежащее содержание общего имущества собственников?

 Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме – это поддержание состояния, соответствующего требованиям различных нормативно-правовых актов: в частности, технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов, стандартов и иных документов.

Одинаковых многоквартирных домов не бывает. Все дома индивидуальны: имеют свои конструктивные различия и особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества. Состояние многоквартирных домов зависит от условий эксплуатации, места расположения и климата.

Собственники помещений вправе самостоятельно содержать общее имущество или привлекать иных лиц для содержания общего имущества с учётом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Кто определяет объём и стоимость жилищных услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома?  И кто устанавливает первоочередные работы – жильцы или управляющая организация?

 Если на коммунальные тарифы жители влиять не в праве, то стоимость работ по содержанию и ремонту дома, а также перечень и цену каких-либо дополнительных услуг определяют собственники помещений (ст. 44 Жилищного кодекса РФ).  Что касается первоочередных работ, то это решение совместное – управляющей компании и жильцов. Управляющая компания по результатам весенних и осенних осмотров может предложить перечень и график работ, а жильцы (собственники помещений) на общем собрании с ним либо согласиться, либо нет.

 Допускается ли массовое отключение горячего водоснабжения жилого дома из-за долгов управляющей (ресурсоснабжающей) организации перед поставщиком газа?

 Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 определен порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.

Согласно п. 2 указанного Постановления настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжёлым экологическим последствиям. 

Пункт 6: «...В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах».

Объекты жилищно-коммунального хозяйства не могут быть отключены в связи с прямым запретом на данное действие в пункте 2 указанного Постановления;

Товарищества собственников жилья и управляющие компании в силу п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ не являются ни собственниками сетей, ни организациями-потребителями.

В силу части 4 статьи 3Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексоми другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормойзакреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным ст. 40 Конституции Российской Федерации.

В данной ситуации следует обращаться в суд общей юрисдикции, и не от юридического лица, а от конкретного жителя.  Пункт 2 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» даёт возможность отстоять интересы добросовестных плательщиков за коммунальные услуги, так как предполагает, что «право требовать возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признаётся за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет».

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~DqmXF