Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

На что нужно обратить внимание при покупке авиабилетов в сети Интернет

17 Мая 2017

В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) авиабилет может быть оформлен в электронном виде. Электронное оформление значительно упрощает процедуру бронирования и покупки авиабилетов, делает её более доступной для потребителей. При этом информация об условиях договора воздушной перевозки размещается в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Согласно пункту 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (далее – Приложение к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 №134) электронный пассажирский билет удостоверяет заключение договора перевозки пассажира и багажа.

При покупке электронного авиабилета необходимо учитывать следующее.

В случае, если вы приобретаете авиабилет через Интернет не у перевозчика (авиакомпании), а у уполномоченного агентства, дополнительно может взиматься комиссия за услуги.

На основании подпункта 2 пункта 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 №134 в обязательном порядке должна быть оформлена и выдана (направлена в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), которая является бланком строгой отчётности и подтверждает факт оплаты электронного билета.

В электронном билете должны содержаться следующие обязательные реквизиты:

- сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами);

- наименование и (или) код перевозчика;

- номер, дата и время отправления рейса;

- наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;

- тариф;

- эквивалент тарифа (если применяется);

- итоговая стоимость перевозки;

- форма оплаты;

- сборы (если применяются);

- наименование и (или) код класса бронирования;

- код статуса бронирования;

- дата оформления;

- наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;

- норма бесплатного провоза багажа (по усмотрению);

- уникальный номер электронного билета.

Никогда не пользуйтесь услугами неизвестных авиакомпаний или ненадёжных посредников. С осторожностью отнеситесь к деятельности сайтов, которые привлекают ваше внимание специальными предложениями и низкими ценами.

Также при покупке авиабилетов всегда стоит обращать внимание на условия бронирования. Ведь, например, в самых экономичных тарифах зачастую не предусматривается возврат билета или изменение дат вылета, поэтому в случае какого-то форс-мажора ваши билеты попросту «сгорят».

В соответствии с пунктом 1 статьи 108 ВК РФ в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 данной статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

- если пассажиром заключён договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (подпункт 1 пункта 1 статьи 108 ВК РФ);

- если пассажиром заключён договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (подпункт 4 пункта 1 статьи 108 ВК РФ).

Таким образом, в ВК РФ закреплена возможность заключения между пассажиром и перевозчиком договора воздушной перевозки пассажира с существенным условием – о возврате либо о невозврате провозной платы при расторжении данного договора.

Согласно положениям пункта 1.1 статьи 103 ВК РФ перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Такая информация (об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы) наряду с другой обязательной информацией доводится перевозчиком или уполномоченным агентом в порядке, установленном Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82, как при бронировании пассажирского места и провозной ёмкости для пассажира (пункт 15), так и непосредственно при оплате и/или оформлении перевозки (пункт 37).

Поскольку названная информация в целях обеспечения пассажирам возможности правильного выбора услуги должна быть достоверной и полной, то в случае её непредставления перевозчик или уполномоченное им лицо (агентство) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 103 ВК РФ).

Такая ответственность (для исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге) установлена, в частности, статьёй 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Для того чтобы у Вас не возникло никаких трудностей и проблем при покупке авиабилетов, и путешествие прошло благополучно, внимательно изучите всю информацию, размещённую на Интернет-сайтах авиакомпаний или агентств, в том числе информацию о правилах возврата и обмена авиабилетов.

Отдельно обращаем внимание, что уполномоченные агенты, как правило, оказывают услуги по предоставлению содержащейся в системе бронирования информации и бронированию, оформлению и продаже услуг третьих лиц (авиакомпаний) по воздушной перевозке (перевозчиков), а все договоры о предоставлении услуг перевозки, заключаются клиентами напрямую с перевозчиками, предоставляющими эти услуги в соответствии с российским и международным законодательством.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~BWGOc