Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Права потребителя при оказании автотранспортными организациями услуги перевозки товаров (груза) ненадлежащего качества

4 Июля 2017

В Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поступают устные и письменные обращения граждан-потребителей на автотранспортные организации, связанные с оказанием услуг перевозки товаров (грузов), приобретённых через интернет-магазины, ненадлежащего качества.

В этой связи сообщаем следующее.

Отношения между перевозчиком и гражданином-потребителем регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей", главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой содержатся нормы, определяющие понятие договора перевозки, его виды, права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение условий договора. Статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что условия перевозки конкретными видами транспорта определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Товар, приобретенный через Интернет, может быть доставлен как за счет продавца, так и за счет потребителя. В последнем случае потребитель (грузополучатель) вступает в правоотношения с транспортной компанией (перевозчиком). Заключение договора перевозки товара (груза) подтверждается транспортной накладной (часть 1, часть 2 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав).

Транспортная накладная должна содержать сведения о перевозчике и его ответственности, грузоотправителе и грузополучателе, наименовании груза и его фактическом состоянии, массе, количестве грузовых мест, виде тары, способе и состоянии упаковки, дате и времени подачи транспортного средства под погрузку, сроках, по истечении которых груз считается утраченным, форме уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза, стоимости транспортных услуг (приложение №4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272 (далее - Правила перевозок).

Согласно пункту 9 Правил перевозок транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Грузоотправитель (продавец) обязан подготовить груз (товар) к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, приложить сопроводительные документы на товар (часть 2, часть 3 статьи 10 Устава), нанести на упаковку информацию о наименовании грузоотправителя и грузополучателя, массе грузового места, адресе пунктов погрузки и выгрузки, нанести манипуляционные знаки (условные), характеризующие способ обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке (п.п. 31-35 Правил перевозок).

Если состояние груза и его упаковки при принятии у грузоотправителя не соответствует требованиям Правил перевозок перевозчик обязан в присутствии грузоотправителя сделать отметки об этом в транспортной накладной, либо отказаться от исполнения договора (часть 4, часть 5 статьи 10 Устава).

При получении груза потребитель проверяет соответствие груза сведениям, указанным в накладной (пункт 68 Правил перевозок).

При обнаружении повреждения кузова автомобиля, тары, контейнера, упаковки, пломб, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке (часть 9, часть 10 статьи 15 Устава).

При принятии груза указать сведения о повреждениях в актах или транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях (часть 1 статьи 38 Устава).

При невозможности составить акт о повреждениях в день приема груза он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчика от составления акта потребитель вправе составить акт без его участия, предварительно уведомив перевозчика в письменной форме (пункт 80 Правил перевозок).

Потребитель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно (часть 2 статьи 15 Устава, пункт 65 Правил перевозок).

Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере:

- стоимости утраченного или недостающего груза в случае утраты или недостачи груза;

- суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения (порчи) груза, или его стоимости в случае невозможности восстановления поврежденного (испорченного) груза;

- доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью;

- объявленной стоимости в случае утраты груза, а также невозможности восстановления груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью и испорченного или поврежденного (часть 7 статьи 34 Устава).

Перевозчик наряду с возмещением ущерба, обязан вернуть потребителю провозную плату, полученную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза, если эта провозная плата не входит в стоимость груза (часть 9 статьи 34 Устава).

Письменная претензия с требованиями о возмещении ущерба, убытков и взыскании штрафа предъявляется перевозчику по месту его нахождения с приложением подтверждающих документов (статьи 42, часть 2 статьи 39 Устава).

Перевозчик в течение 30 дней обязан уведомить потребителя в письменной форме о результатах рассмотрения претензии (часть 1 статьи 40 Устава).

В соответствии со статьёй 41 Устава потребитель вправе обратиться в суд только после полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить требования либо неполучения от него ответа в установленный срок.

Срок исковой давности 1 год (статья 42 Устава).

Управление сообщает, что при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» работает консультационный центр (г. Петрозаводск, ул. Луначарского, 13а, каб. 23, тел. 56-12-07), осуществляющий консультирование граждан и оказывающий помощь в составлении претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, куда Вы можете обратиться за содействием.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~Wnm09