Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах «горячей» линии по услугам такси и каршерингу

21 Января 2019

В период с 27 декабря 2018 по 15 января 2019 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» проведена тематическая «горячая» линия для граждан по вопросам оказания услуг такси и каршеринга (carsharing).

В рамках подготовки и проведения «горячей» линии было размещено 3 информационных материала на сайте Управления, 3 информации были размещены на сайтах органов местного самоуправления. Одновременно были распространены информационные материалы в виде памяток для потребителей в помещениях территориальных отделов Управления, а также среди населения.

За указанный период по телефонам «горячей» линии обратились 12 граждан-потребителей с просьбой разъяснить положения законодательства в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Среди поступивших в Управление обращений часто задаваемые вопросы касались соблюдения прав потребителей на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемых услугах.

Вопрос: Что делать если услуга такси была ненадлежащего качества (опоздание и т.п.)?

Поскольку договор перевозки является разновидностью договора на оказание услуг, к нему применимы общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность услуги, а также положения Главы 3 Закона «О защите прав потребителей» в части возмещения понесенных убытков (расходов).

В соответствии с положениями ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

В соответствии с положениями статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать, в том числе:

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования потребителя об уменьшении цены за оказанную услугу, о возмещении расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктами 1 и 4 статьи 29, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Одновременно потребитель на основании ст. 15 Закона вправе потребовать компенсации морального вреда.

Сумма компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Вопрос: Кто контролирует деятельность организаций (индивидуальных предпринимателей) в сфере оказания услуг такси в республике.

Деятельность по перевозке пассажиров легковым такси на территории каждого субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Указанное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет.

В Республике Карелия указанным уполномоченным органом является Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. М.Мерецкова, д.8а), которое ведет реестр выданных разрешений, размещает его на официальном сайте Министерства и осуществляет контроль на территории республики за соблюдением вышеперечисленных требований.

Вопрос: К кому обращаться в случае оказания услуги такси ненадлежащего качества?

Учитывая, что по телефону заказы принимает диспетчерская служба (агрегатор через мобильное приложение на телефоне), а услуги фактически оказывают другие организации (индивидуальные предприниматели) в случае возникновения вопросов по качеству оказываемых услуг такси необходимо через диспетчера (оператора) уточнить фактического исполнителя услуг и обращаться с претензией именно к нему.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~eipWP