Приём обращений граждан |
В связи с увеличением спроса на услуги фирм, оказывающих платные медицинские услуги, информирование и просвещение граждан в этой сфере деятельности сегодня является актуальным и востребованным.
Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в 2016 году по контролю в сфере предоставления платных медицинских услуг населению обусловлена актуальностью обеспечения охраны здоровья граждан, в том числе посредством контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
Платные медицинские услуги – это услуги предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
В ходе мероприятий по контролю проверялось соблюдение действующего законодательства, в том числе Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 №1006, иных нормативных правовых актов.
При проверках уделялось внимание вопросам соблюдения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе медицинских услуг, о самих услугах, а также анализу договоров о предоставлении платных медицинских услуг на предмет наличия в них условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.
Выявлены нарушения следующего характера:
- на сайтах медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствовали данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию, сведений о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа), сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации, информация о порядке и сведения об условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
- отсутствие информационных стендов (стоек) в доступном для посетителей месте для свободного ознакомления с размещенной на них информацией.
При рассмотрении договоров на оказание платных медицинских услуг, заключенных с гражданами, выявлено:
- отсутствие в договорах сведений об исполнителе - наименование медицинской организации юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего лицензию лицензирующего органа, номера телефона потребителя, адреса места жительства и телефона потребителя (законного представителя потребителя, стоимости платных медицинских услуг, сроков и порядка их оплаты; условий и сроков предоставления платных медицинских услуг.
- включение в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.
Среди условий, ущемляющих законные права потребителей, были выявлены следующие:
О возврате денежных средств потребителю за невыполненную услугу только безналичным перечислением. Данное условие договора ограничивает свободу выбора потребителя, а именно обязывает иметь договорные отношения с банком, посредством которых должен производиться безналичный расчет.
О праве заказчика предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий Договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством. Данное условие ограничивает права потребителей по сравнению с пунктом 1 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
О праве исполнителя отказать Пациенту в предоставлении медицинской услуги в случае нарушения правил внутреннего распорядка Исполнителя. Данное условие противоречит статье 310 ГК РФ, в соответствии с которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По результатам проведённых проверок медицинским организациям выдано 16 предписаний об устранении выявленных нарушений и вынесено 54 постановления о назначении административного наказания, из них 23 постановления о наложении штрафа на общую сумму 116,5 тысяч рублей.