Приём обращений граждан |
Защита прав потребителей – это действия, направленные на регулирование отношений между продавцами, изготовителями, исполнителями и покупателями.
Страхуя свой автомобиль, взяв кредит в банке, совершая оплату с использованием банковской карты через Интернет или разместив деньги на депозите, вы пользуетесь финансовыми услугами, являетесь их потребителем.
Права вкладчика
Независимо от характера заключённого с банком договора, вкладчик имеет право получить свой вклад обратно по первому требованию. Вклад может быть унаследован по закону или по завещанию (завещательному распоряжению) вкладчика. Все вклады физических лиц в банках подлежат обязательному страхованию в государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Для того чтобы под полную защиту попали ваши накопления свыше 1 400 000 рублей, их целесообразно разместить в разных банках.
Права заёмщика
Основные нарушения:
• Непредоставление банком информации о стоимости кредита.
• Навязывание банком такой услуги, как страхование жизни и здоровья заёмщика.
• Нарушение права заёмщика отказаться от получения кредита в течение 14 календарных дней с даты его получения.
• Взимание платы за выдачу справок о состоянии задолженности по кредиту перед банком.
• Возложение на заёмщика обязанности оплатить расходы по погашению записи о законной ипотеке.
Права страхователя
Самым распространённым случаем нарушений прав страхователя со стороны страховой компании является занижение выплаты или отказ в выплате страхового возмещения.
Если услуга оказана некачественно, вас ввели в заблуждение на этапе предложения и продажи или отказываются принимать претензии в процессе использования финансового продукта, – вы как потребитель можете защитить свои права.
Чтобы избежать нарушения ваших прав еще на этапе заключения договора, внимательно читайте все документы и откажитесь от услуги в данном банке (или другой финансовой компании), если условия кажутся вам сомнительными.
При нарушении ваших прав потребителя финансовых услуг, прежде чем подавать иск в суд, попробуйте урегулировать конфликт в досудебном порядке. Для этого вы можете:
• самостоятельно разъяснить свои законные требования и представить в финансовую организацию письменную претензию;
• обратиться в следующие государственные органы:
• Роспотребнадзор (для проведения проверки и применения мер административного воздействия к нарушителю, а также для обращения в суд в целях защиты ваших прав потребителя);
• Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг.
Но можно сразу обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований к исполнителю услуги. В судебном порядке вы сможете защитить свои права, составив исковое заявление о полном возмещении убытков и компенсации морального вреда. Для этого необходимо:
• чётко сформулировать адекватные требования к ответчику (не завышая и не занижая);
• кратко и чётко сформулировать суть дела и свои претензии. Все исковые требования должны быть обоснованы;
• предоставить необходимые документы, а также доказательства своей правоты.
Какие именно документы необходимо приложить к исковому заявлению в каждом конкретном случае, а также как оформить само заявление, на какие законы сослаться при обосновании своих претензий к ответчику и какие доказательства предоставить – это всё вы можете уточнить в Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия (телефон: 79-74-09) либо в консультационном центре подведомственной Управлению организации – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» (телефон: 56-12-07).
Но прежде, чем обращаться в суд, оцените необходимость этого шага. Если судебные издержки будут больше предполагаемого возмещения ущерба, а также, если ваша правота сомнительна с точки зрения законодательства или доказательная база недостаточна и дело окажется заведомо проигрышным, подавать исковое заявление и ввязываться в судебное разбирательство – это пустая трата времени, нервов и денег.