Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населению и развитию финансового образования в Российской Федерации

21 Апреля 2017

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия продолжает участие в реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках своей компетенции, осуществляя информирование, консультирование и распространение финансовых и правовых знаний среди населения.

При этом используются различные подходы к потребителям финансовых услуг, которые зависят от конкретной группы населения с учетом пола, возраста и первоначального уровня подготовки. Поэтому проводимые просветительские мероприятия (лекции, деловые игры, конференции и др.) адаптируются для определенной категории потребителей и способствуют развитию их делового и ответственного подхода к выбору услуг и их поставщиков на финансовом  рынке.

Наиболее активно проходят информационные мероприятия в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, проводимого ежегодно 15 марта.

В рамках проведения ВДЗПП организуются различные мероприятия:

- круглые столы с представителями Национального банка РК, сотрудниками банковских и страховых организаций;

- просветительские мероприятия в библиотеках;

- дни открытых дверей;

- выставки литературы и информационные стенды в библиотеках и образовательных учреждениях;

- телефонные «горячие линии»;

- памятки для потребителей;

- лекции в образовательных организациях.

Как показывает практика работы наиболее доступными и распространенными способами консультирования и информирования являются:

• размещение информации на официальном сайте, информационных стендах

• проведение  различного рода  обучающих мероприятий (семинары, лекции

и т. п.),

• проведение телефонных «горячих линий»,

• распространение печатных материалов (буклетов и плакатов).

Всего за период реализации Проекта в 2015-2016г.г. Управлением получено 61300 печатных материалов (буклетов и плакатов) по различным видам финансовых услуг, а также 1785 материалов по теме "Банкротство физических лиц".

Печатные материалы распространены среди населения в ходе проведения различных мероприятий - семинаров (лекций, бесед) для учащихся и преподавателей образовательных учреждений, выездных консультаций в библиотеках, торговых центрах, организациях и многофункциональных центрах, встреч с ветеранами, проведения дней "открытых дверей" и т.п.

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия в качестве одного из исполнителей Проекта содействия повышению финансовой грамотности активно взаимодействует со всеми заинтересованными сторонами в решении актуальных вопросов улучшения защиты прав потребителей финансовых услуг.

С 2012 года  на основании соглашения Управление взаимодействует с Отделением – Национальным банком по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации по вопросам, касающимся оказания гражданам финансовых услуг. Между ведомствами происходит постоянный обмен информацией в рамках рассмотрения  обращений граждан, а также информационно-просветительскими материалами для потребителей.

Использование печатной продукции по различным видам финансовых услуг при проведении различных мероприятий повышает эффективность информационно-просветительской работы Управления и консультационных пунктов, так как они содержат ответы на самые распространённые вопросы, касающиеся пользования финансовыми услугами. Это способствует снижению числа обращений.

В 2016 году в Управление поступило 69 письменных обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, что в 1,8 раза меньше чем в 2015 году (124 обращения).

Специалисты Управления и консультационного центра постоянно ищут новые способы взаимодействия с потенциальными потребителями, повышения доступности и понятности обучающих материалов.

В 1 квартале 2016 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия (пр. А.Невского, 28а) и в консультационном центре (ул. Луначарского, 13а) установлены цифровые «информационные киоски» (терминалы), в которые загружены информационные материалы по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. С их помощью потребители самостоятельно могут получить квалифицированную помощь по самым актуальным вопросам, касающимся оказания финансовых услуг, в том числе для защиты своих нарушенных потребительских прав.

Одним из направлений надзорной деятельности Управления является контроль за соблюдением законодательство о защите прав потребителей при оказании финансовых услуг.

В рамках проводимых проверок, как плановых, так и по обращениям потребителей, Управление выявляет нарушения Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В ходе проверок банков выявлены нарушения, свидетельствующие о том, что Банк безальтернативно обладает правом уступки прав требования третьим лицам, хотя  у потребителя в соответствии с подпунктом 13 пункта 9 статьи 5 Закона N 353-ФЗ имеется право на отказ от уступки прав требования по договору. Данную информацию банки не включают в договоры с потребителями. За «упущения в работе» банки привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Кроме того, банки включают в договоры условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей:

- о праве Банка при наличии просроченной задолженности списывать ее с любых текущих и расчётных счетов заемщика, открытых в Банке,

- об установлении лимита на операции получения денежных средств.

Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Банки привлечены к административной ответственности в виде штрафа, одновременно им выданы Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Одновременно напоминаем, что для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей граждане могут обратиться в Консультационный центр, созданный при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Карелия» по адресу г. Петрозаводск, ул. Луначарского, д. 13А, кабинет 23, телефон (8142) 56-12-07 и консультационные пункты в районах республики.

Кроме того, контрольно-надзорные функции за деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций на территории Республики Карелия, в том числе в сфере страхования, осуществляет Отделение – Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации по адресу: ул. Германа Титова, д. 10, г. Петрозаводск телефоны (8142) 71-91-17, 71-91-19.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~kEIWy