Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует о деятельности консультационного центра и пунктов для потребителей, функционирующих на базе учреждения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» и его филиалов (далее – Центр), за 2021 год.
В 2021 г. в Республике Карелия на базе Центра и его филиалов осуществляли деятельность 1 консультационный центр для потребителей в г. Петрозаводске и 6 пунктов для потребителей в административных районах Республики (г. Сегежа, г. Кемь, г. Сортавала, г. Олонец, г. Костомукша, г. Питкяранта).
В течение 2021 г. консультационным центром и консультационными пунктами на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» было дано 2363 консультации для граждан по вопросам применения правовых норм законодательства о защите прав потребителей, что на 33,6 % меньше, чем в 2020 г.
Таблица 1. Динамика проведенных мероприятий в 2020-2021г.г.
Мероприятия |
2020 г. |
2021 г. |
Динамика |
Проведено консультаций всего, в том числе: |
3559 |
2363 |
–33,6 % |
- выполненных специалистом консультационного центра |
2882 |
1912 |
–33,7 % |
- выполненных специалистами консультационных пунктов |
667 |
451 |
–32,4 % |
Подготовлено проектов документов всего, в том числе: |
990 |
415 |
–58,1 % |
- выполненных специалистом консультационного центра |
639 |
328 |
–48,7 % |
- выполненных специалистами консультационных пунктов |
351 |
87 |
–75,2 % |
Проведено горячих линий |
19 |
15 |
–21,1 % |
В 2021 г. из общего числа консультаций – 451 консультаций (19,1 %) были проведены консультационными пунктами для потребителей, из них:
Консультационный пункт |
2020 г. |
2021 г. |
Динамика |
Питкяранта |
97 |
78 |
–19,6% |
Олонец |
101 |
13 |
–87,1% |
Сортавала |
154 |
123 |
–20,1% |
Сегежа |
143 |
91 |
–36,4% |
Костомукша |
102 |
76 |
–25,5% |
Кемь |
80 |
70 |
–12,5% |
Среди вопросов, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), поступивших от граждан в консультационный центр и пункты за 2021 г., наиболее популярными были обращения по следующим категориям: бытовые услуги – 208 (8,8 %); услуги ЖКХ – 191 (8,1 %); финансовые услуги – 100 (4,2 %).
Среди вопросов, связанных с приобретением товаров ненадлежащего качества, поступивших от граждан в консультационный центр и пункты за 2021 г., наиболее популярными были обращения по следующим категориям: технически сложные товары (в т. ч. бытового назначения) – 318 (18,5 %); прочие – 268 (11,3 %); мобильные телефоны – 189 (8 %); мебель – 158 (6,7 %); продажа товаров дистанционным способом – 128 (5,4 %).
Следует отметить, что также было проведено 133 (5,6 %) консультации по общим вопросам применения положений законодательства о защите прав потребителей.
За отчётный период специалистами консультационного центра и пунктов проведено 15 «горячих линий», в частности: по вопросам качества и безопасности молочной продукции и сроков её годности; по интернет-торговле; по качеству и безопасности парфюмерно-косметической продукции; по защите прав потребителей; по вопросам детского отдыха; по качеству и безопасности хлебобулочных изделий и кондитерской продукции и срокам годности; по туристическим услугам и инфекционным угрозам за рубежом; по качеству и безопасности плодоовощной продукции и срокам годности; по вопросам качества и безопасности детских товаров, школьных принадлежностей; по вопросам организации горячего питания в школах; по качеству и безопасности мясной и рыбной продукции и срокам годности; по услугам такси и каршеринга; по вопросам выбора новогодних подарков.
В течение 2021 г. специалистами консультационного центра были разработаны, размещены на сайте и стендах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» информационные материалы для потребителей в количестве 39 по темам:
1. «О новых правилах продажи товаров в розницу»;
2. «О новых правилах бытового обслуживания населения»;
3. «Новые правила оказания услуг по реализации туристского продукта»;
4. «Новые правила оказания услуг общественного питания»;
5. «Новые правила оказания гостиничных услуг»;
6. «Что надо знать о качестве и безопасности молочной продукции»;
7. «О приобретении товаров через Интернет»;
8. «Памятка потребителю при покупке парфюмерно-косметических товаров»;
9. «Рекомендации потребителям по выбору подарков к 14 февраля»;
10. «Что нужно знать при выборе стеклоомывающей жидкости?»;
11. «О маркировке товаров средствами идентификации»;
12. «Рекомендации по выбору парфюмерии и цветов накануне 8 марта»;
13. «Как правильно выбрать продукты к Масленице»;
14. «Памятка для потребителей: дистанционный способ продажи товаров»;
15. «Права потребителя услуг общественного питания»;
16. «О проведении Всемирного дня прав потребителя»;
17. «Как отремонтировать прилегающую территорию многоквартирного дома»;
18. «Неделя финансовой грамотности 2021»;
19. «Что нужно знать, приобретая сертификат на дополнительное сервисное обслуживание?»;
20. «Об особенностях продажи мобильных телефонов и некоторых других электронных устройств из числа технически сложных товаров»;
21. «Родительский контроль школьного питания»;
22. «Что делать, если в квартире перегорели электроприборы?»;
23. «О детском отдыхе в оздоровительном лагере»;
24. «Защита прав потребителей при получении юридических услуг»;
25. «Памятка потребителю: как правильно закрыть кредитную карту»;
26. «Качество и безопасность хлебобулочных изделий и кондитерской продукции»;
27. «Права потребителя при отказе от поездок и путешествий при инфекционной угрозе за рубежом»;
28. «Памятка для потребителей гостиничных услуг»;
29. «Об актуальных электронных сервисах для потребителей финансовых услуг»;
30. «О рекомендациях по выбору арбузов и дынь»;
31. «О безопасности школьных товаров»;
32. «Абитуриентам о платных образовательных услугах»;
33. «Режим дня и питания для успешной учёбы»;
34. «Памятка для потребителей услуг ЖКХ: порядок расчёта услуг по электроснабжению»;
35. «О качестве и безопасности мясной и рыбной продукции»;
36. «Информация ко Всемирному дню качества»;
37. «Памятка ко Всемирному дню туризма с рекомендациями потребителям туристских услуг за рубежом»;
38. «Памятка об услугах такси и каршеринга»;
39. «Памятка потребителю по выбору сладких новогодних подарков».
В рамках Всемирного дня прав потребителей было организовано проведение в течение 2021 г. тематической викторины «Потребитель всегда прав?!» для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Карелия. Информация о проведении викторины была размещена на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», направлена в образовательные учреждения республики, в Министерство образования Республики Карелия. Всего в викторине приняли участие 245 учащихся общеобразовательных учреждений Республики Карелия. Один из разделов викторины был посвящён вопросам финансовой грамотности.
Дополнительно в рамках реализации Плана по подготовке и проведению Всемирного дня прав потребителей для учащихся 9 – 11 классов образовательных учреждений Республики Карелия направлен урок-презентация «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами» в образовательные учреждения республики для проведения тематических занятий.
В рамках Всероссийской недели финансовой грамотности в образовательные учреждения Республики Карелия были направлены материалы для проведения классных часов. Было проведено 144 классных часа в школах Республики Карелия, в них приняли участие 2537 обучающихся. Помимо этого также было проведено мероприятие, направленное на повышение финансовой грамотности для детей, находящихся в организациях отдыха и оздоровления. В указанном мероприятии приняло участие 75 человек. Таким образом, был выполнен ряд мероприятий в рамках Региональной программы повышения финансовой грамотности населения Республики Карелия.
В рамках обеспечения выполнения государственной работы «Обеспечение мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был подготовлен тематический урок-презентация «Курение, алкоголь: в чём опасность?» для учащихся 9 – 11 классов школ (гимназий, лицеев) Республики Карелия, общеобразовательных учебных заведений г.Петрозаводска.
В настоящее время в связи со сложной эпидемиологической обстановкой приём граждан на личном приёме ограничен. Консультирование граждан ведётся преимущественно по телефону либо по электронной почте. В случае необходимости консультации проводятся в личной форме строго по предварительной записи.
При осуществлении основной деятельности консультационный центр регулярно контактирует в рамках информационного взаимодействия с консультационными пунктами для потребителей по вопросам сбора данных статистической отчетности, применения нормативной правовой базы, применения единых информационных ресурсов, повышения квалификации, организационным вопросам, осуществляются взаимные консультации по вопросам защиты прав потребителей.