Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О правилах возврата или обмена товаров в аптеке

15 Мая 2020

Лекарства и медицинские изделия - очень важные и необходимые товары в процессе жизнедеятельности людей, поэтому, покупая указанные товары, необходимо учитывать следующее.

В аптеках нередко можно увидеть объявления «Купленные лекарства обмену и возврату не подлежат», «Товар, купленный в аптеке, обмену и возврату не подлежит». В большей части случаев у аптечных учреждений действительно есть юридические основания для отказа от возврата или обмена приобретенного товара.

Правовое регулирование отношений, связанных с продажей товаров, осуществляется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон №2300-1),  Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 (далее - Правила №55) и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Исходя из указанного документа, возврату и обмену не подлежат товары надлежащего качества, которые относятся к продовольственным товарам, лекарственным препаратам, к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; которые являются предметами санитарии и гигиены, медицинскими инструментами, приборами, аппаратурой, средствами гигиены полости рта, предметами по уходу за детьми, предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары), парфюмерно-косметическими товарами.

Помимо лекарств, сотрудники аптек вправе не принимать обратно покупки из следующих категорий:

- продукция для индивидуальной гигиены;

- растворы и гели для санитарной обработки;

- расходные материалы (лейкопластырь, шприцы и прочее);

- товары для ухода (например, противопролежневые матрасы и клеёнки).

Товар, не включенный в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, подлежит обмену по основаниям (не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации), указанным в статье 25 Закона №2300-1, при условии, что не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Желательно иметь товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Однако отсутствие у потребителя документа, подтверждающего оплату товара (чека), не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Возврат (замена) товаров, в том числе реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях:

- если потребителю был продан товар ненадлежащего качества (ст.18 Закона №2300-1);

- если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, изготовителе товара (п. 3 ст. 495 ГК РФ, ст.12 Закона №2300-1);

- если был нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов, предусмотренный нормативно-законодательными актами (п. 76 Правил №55);

- при ошибке со стороны фармацевта (работника аптеки) в выдаче наименования товара или в дозировке лекарственного средства или в его форме (п. 2 ст. 469 ГК РФ, ст. 4 Закона №2300-1).

К ненадлежащему качеству товара можно отнести: истекший срок годности, отсутствие обязательной информации, отсутствие инструкции по применению препарата; несоответствие описания препарата в инструкции фактическому размеру (форме, дозировке), запаху, консистенции и иным показателям препарата; наличие в упаковке брака - сколы, негерметичная упаковка.

К сожалению, в большинстве случаев потребитель не может самостоятельно определить, является ли лекарственное средство некачественным или нет. Исследования на соответствие требованиям нормативной документации осуществляются экспертными организациями, аккредитованными в области контроля качества лекарственных средств.

Для того, чтобы избежать проблем и конфликтов с аптечными организациями, потребителям рекомендуется тщательно проверять приобретаемые товары (изделия) перед их покупкой и оплатой. Внимание следует уделить упаковке, комплектности и маркировке. Перед употреблением лекарственного средства следует тщательно сверять сроки годности на коробках и блистерах, чтобы избежать употребления лекарственных средств ненадлежащего качества.

Дополнительно информируем, что при осуществлении розничной торговли не допускается продажа лекарственных препаратов, медицинских изделий на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (п. 4 Правил №55).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~nk1dR