Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Как контролировать работу бани или сауны?

8 Января 2020

Бани и банные процедуры всегда очень ценились и находили широкое применение среди людей разных народностей, как в прошлом, так и в наши дни.

Если всего несколько десятилетий назад посещение бани имело больше гигиеническое значение, то в настоящее время в баню идут не только для поддержания чистоты тела, но и за лечебно-оздоровительными и косметическими процедурами, для общения, да и просто расслабиться и «смыть» с себя груз забот после напряженного трудового дня. Именно поэтому банный бизнес в России набирает обороты, и с каждым годом количество самых разнообразных бань растет.

К сожалению, в ходе эксплуатации бань или банных комплексов, контролирующие организации часто выявляют множество нарушений, в том числе и нарушения санитарного законодательства. Несоблюдение санитарно - эпидемического режима на объектах бытового обслуживания может привести к серьезным последствиям, а именно вспышкам инфекционных и соматических заболеваний, различным травмам и массе других неприятностей. Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех видов общественных бань и саун изложены в СанПиН 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун».

Если Вы являетесь директором или администратором банного комплекса и в Ваше обязанности входит текущий контроль работы сауны или бани, то обратите внимание, что все сотрудники и работники бань должны работать в спецодежде и быть обеспечены средствами индивидуальной защиты. Обязательно должна быть организована стирка спецодежды.

Работники бань должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке. 1 раз в два года сотрудники бань и саун должны проходить гигиеническую аттестацию, быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок или по эпидемическим показаниям.

Каждый работник бани должен иметь на рабочем месте личную медицинскую книжку, в которую внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Администрация должна следить, чтобы во всех помещениях бани соблюдался оптимальный температурный режим. В раздевальной – температура воздуха 25-28°С, в мыльной – не ниже 25°С.

Системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением должны подвергаться очистке и дезинфекции не реже 1-го раза в год.

Системы водоснабжения бань должны обеспечивать бесперебойную подачу холодной и горячей воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и горячего водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»).

Все помещения бань должны быть обеспечены достаточным искусственным освещением. Осветительные устройства, вышедшие из строя должны своевременно заменяться на новые. В случае замены люминесцентных ламп их следует хранить в специально отведенных местах и утилизировать в установленном порядке.

Особое внимание в гигиеническом и противоэпидемическом отношении уделяется раздевальной, где происходит тесный контакт между пришедшими и вымывшимися людьми. Раздевальная не должна перегружаться, её требуется своевременно убирать и дезинфицировать. Инвентарь, оборудование, мебель должны находиться в достаточном количестве и исправном состоянии. При их повреждении должна производиться незамедлительная замена.

При закупке ванн и тазов, предназначенных для мытья тела, необходимо учитывать, что они должны быть устойчивыми к коррозии, действию высоких температур и обработке дезинфицирующими средствами. Количество тазов рассчитывается из расчета два на одно промывочное место. Тазы для мытья ног должны иметь маркировку «Для ног».

Ежедневный контроль надо проводить и в помещениях, предназначенных для отдыха и хранения личных вещей персонала. Не допускается совмещенное хранение спецодежды и верхней одежды.

Использованное белье, веники и другие банные принадлежности должны храниться в емкостях с крышками в раздевальных и мыльных.

При хранении использованного белья более суток должна быть предусмотрена возможность для его сушки.

Администрация бани должна следить, чтобы на всем уборочном инвентаре была четкая маркировка в зависимости от назначения помещения (туалет, входная группа помещений, мыльно-парильное отделение, раздевальная).

На протяжении рабочего дня в помещениях бани проводится текущая уборка: мытье полов, скамей в раздевальных, а также мытье пола, скамей из шланга в помещениях мыльных и парильных. В конце рабочего дня в отсутствии посетителей в бане проводится уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств. Дезинфицирующие средства должны иметь свидетельства о государственной регистрации и инструкцию по применению.

Один раз в неделю выделяется день для проведения генеральной уборки, во время которой поверхности полов, стен во всех помещениях, а также скамьи в раздевальных, мыльных и парильных моются с применением дезинфицирующих средств. Устранение текущих дефектов отделки – ликвидация протечек на стенах и потолках, трещин, щелей осуществляется во время проведения генеральной уборки.

Истребительные мероприятия против грызунов, насекомых (дератизация, дезинсекция) должны проводиться не реже 1-го раза в месяц.

Допускается размещение в банях малых бассейнов (площадь зеркала воды не более100 кв. м), при условии соблюдения требований санитарных правил СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества», основными из которых являются оборудование системами, обеспечивающими водообмен в ваннах бассейна, очистка и обеззараживание воды в бассейне, санитарная обработка ванн бассейна, проведение производственного контроля за эксплуатацией бассейна.

Целью такого контроля является обеспечение безопасности для посетителей бассейнов. Обязательный элемент производственного контроля - проведение лабораторных исследований воды бассейна, измерение параметров микроклимата, уровней освещенности помещений своими силами при наличии аналитической лаборатории или при отсутствии таковой с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке.

Потенциально опасным фактором, который может оказывать наиболее неблагоприятное влияние на здоровье посетителей бани с бассейном, является качество воды в чаше бассейна, поэтому должен быть организован систематический лабораторный контроль за её качеством на органолептические показатели (мутность, цветность, запах), микробиологические показатели, а также на остаточное содержание обеззараживающих реагентов.

В целом, выполнение предъявляемых гигиенических требований к режиму эксплуатации бассейнов, качеству поступающей и содержащейся в них воды и её обеззараживанию, уборке и дезинфекции помещений обеспечивает эпидемическую безопасность в отношении заболеваний, передаваемых через воду, а также предупреждает возможность вредного влияния химического состава воды на организм человека.

Документы, которые необходимо иметь в организациях бытового обслуживания (бани и сауны):

  • договор аренды нежилых помещений, или свидетельство на право собственности помещений;

  • документы, подтверждающие проведение планово-регулярной очистки от твердых бытовых отходов (договор, акты выполненных работ или иные);

  • график генеральной уборки помещений;

  • утвержденная программа производственного контроля;

  • журнал регистрации результатов производственного лабораторного контроля;

  • документы, подтверждающие проведение профилактической дезинфекции, дезинсекции, дератизации (договор, акты выполненных работ или иные);

  • документы, подтверждающие проведение планово-регулярной очистки систем вентиляции и кондиционирования (договор, акты выполненных работ или иные);

  • личные медицинские книжки сотрудников, список сотрудников;

  • журнал учета получения, расхода дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных работ на объекте;

  • документы (накладные, чеки) подтверждающие закупку дезинфицирующих средств в течении последних трех лет или с момента проведения последней проверки;

  • договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов (люминесцентных лап при их наличии);

  • документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемого товара (если в бане или сауне реализуется какой-либо товар).

Ответственность за выполнение гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и режиму работы бань и саун несет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в ведении которого находится данный объект.

Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 №1025 (далее - Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации №1025).

Согласно Правилам бытового обслуживания населения в Российской Федерации №1025 исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске. Исполнитель - индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, которая в обязательном порядке должна содержать:

перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;

сроки оказания услуг;

цены на оказываемые услуги и сведения о порядке и форме оплаты.

Дополнительно исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации №1025;

адреса и телефоны подразделений по защите прав потребителей органов местного самоуправления;

образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг;

перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Договор об оказании услуги оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

вид услуги;

цена услуги;

отметка об оплате потребителем полной цены услуги либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

даты приема и исполнения заказа;

другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг;

должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Договор об оказании услуги, исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

Если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, принятым в соответствии с законом, предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором.

Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~uOKVu