Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Доставка крупногабаритного товара для проверки качества — обязанность продавца

16 Июня 2021

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Пунктом 7 статьи 18 Закона о защите прав потребителей установлено, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счёт продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Однако в Законе о защите прав потребителей не указано, чьими силами должна осуществляться доставка крупногабаритного товара для проверки его качества — продавца или потребителя.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 23.03.2021 № 57-КГ20-16-К1 пришла к выводу, что за организацию доставки крупногабаритного товара к месту проведения его проверки качества отвечает продавец, поскольку статья 18 Закона о защите прав потребителей не содержит обязанности покупателя по направлению за свой счёт продавцу некачественного товара для проведения его проверки качества. Поэтому продавцу недостаточно предложить покупателю привезти крупногабаритный товар для проверки качества.

Таким образом, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, именно продавец обязан за свой счёт организовать доставку крупногабаритного товара к месту проведения его проверки качества.


Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~xyNa4