Приём обращений граждан |
Что делать, если на кассе при оплате товара цена оказывается не такой, как заявлена на ценнике?
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Закон о защите прав потребителей), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 2 ст. 426 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену товара.
Согласно п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, при продаже товара в розницу информация о цене доводится до потребителей в ценниках на реализуемые товары: «Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника».
Размещение в торговом зале товара с ценником свидетельствует о намерении торговой организации заключить договор розничной купли-продажи с каждым, кто к ней обратится, по цене, указанной на ценнике.
Если устанавливается несоответствие стоимости товара, потребителю необходимо обратиться к руководителю (или иному должностному лицу) магазина с требованием продажи товара по цене, заявленной в ценнике, либо отказаться от приобретения товара с возвратом уже уплаченных за товар денежных средств.
При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
1. Зафиксируйте информацию о цене, размещенную на ценнике.
Фиксация информации о цене, размещенной на ценнике товара, потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом.
Для фиксации информации о цене товара:
- по возможности сфотографируйте ценник;
- в присутствии свидетелей пригласите представителя продавца к месту размещения ценника на товар, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником. В случае возникновения спора в подтверждение условий договора розничной купли-продажи вы вправе ссылаться на свидетельские показания (ст. 493 ГК РФ).
2. Предъявите претензию продавцу.
В случае отказа в удовлетворении устной претензии предъявите продавцу письменную претензию, которую можно изложить в книге отзывов и предложений, при этом Вы вправе:
- требовать возврата разницы в цене товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ);
- в разумный срок отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с непредоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
При определении разумного срока необходимо принимать во внимание срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п. (п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
3. При отказе продавца в удовлетворении претензии Вы вправе обратиться в суд, так как по общему правилу, закреплённому пунктом 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, а также за иной обман потребителя.