Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Защита прав потребителей - авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов

14 Декабря 2012

Защита прав потребителей - авиапассажиров, пострадавших  в результате задержек авиарейсов

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обращает внимание потребителей на нижеследующие аспекты правового регулирования отношений в области авиаперевозок, в частности при задержке авиарейса.

В соответствии с общими правилами ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленными пунктом 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно статье 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

При решении вопроса о том, явилось или не явилось неисполнение обязательства по перевозке прямым следствием, так называемой непреодолимой силы, необходимо исходить из ее определения, приведенного в пункте 3 статьи 401 ГК РФ, т.е. из фактического наличия «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств».

Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, также как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (п. 2 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закона № 2300- 1).

Особо следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 795 ГК РФ закреплено правило, согласно которому «в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату».

В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного статьей 120 ВК РФ, пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя предъявляется претензия перевозчику, в соответствии со статьей 124 ВК РФ. Причем согласно положениям статьи 126 ВК РФ при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.

С учетом характера последствий задержек и отмены рейсов воздушных судов по вине перевозчиков наибольшую эффективность имеет судебная защита прав потребителей.

Иски к перевозчикусогласно соответствующему правилу, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 106 ВК РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Требования к составу такой информации, среди прочего, конкретизированы положениями п.п. 74 и 92приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее - ФАП),, согласно которым в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом, а также обеспечить пассажиров в аэропорту визуальной и/или акустической информацией, в том числе о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса.

При этом в соответствии с требованиями пункта 99 ФАП, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

·                  предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

·                  два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

·                  обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

·                  обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

·                  размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

·                  доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

·                  организация хранения багажа».

Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

При этом, сам факт отмены или задержки рейса по вине перевозчика, а также неисполнение им императивно возложенных на него обязанностей (из числа вышеперечисленных) по соответствующему обслуживанию пассажиров могут в случае виновного перерыва в перевозке, помимо предъявленных требований о возмещении убытков, являться основаниями для предъявления пассажирами перевозчику требования о компенсации морального вреда, ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий (основание - статья 15 Закона № 2300-I).

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Обращаем Ваше внимание на то, что Воздушное законодательство и законодательство Российской Федерации о туристской деятельности содержит ряд требований к исполнителям соответствующих услуг по организации обслуживания потребителей (пассажиров и туристов), а также устанавливает основания наступления специальной ответственности за неисполнение законных обязательств в рассматриваемых сферах общественных отношений, которые объективно необходимо учитывать в каждом конкретном случае.

Поэтому при определении мер ответственности исполнителей возмездных услуг перед потребителями, в целом определенных положениями Закон № 2300-I, должны учитываться не только общие основания наступления гражданской ответственности, установленные нормами ГК РФ, но и положения об ответственности перевозчиков и туроператоров (а также в установленных законом случаях - турагентов и субагентов), предусмотренных специальным законодательством.

Что же касается сферы туристического обслуживания, то соответствующие требования к туроператору должны рассматриваться в контексте положений ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ), согласно которым туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

При этом туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Так, например, согласно положениям ст. 10 Закона № 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

При этом к существенным изменениям обстоятельств относятся:

·                ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

·                изменение сроков совершения путешествия;

·                непредвиденный рост транспортных тарифов;

·                невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам(болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Указанное означает, что применительно к событиям, связанным с отменами и задержками авиарейсов по вине авиаперевозчика в каждом конкретном случае необходимо учитывать наличие причинно-следственной связи между соответствующими действиями перевозчика или туроператора (при чартерных перевозках) и информацией о причинах таких действий.

По смыслу положений п. 1 ст. 11 и ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона N 2300-I реализация пресекательных мер по отношению к действиям недобросовестных хозяйствующих субъектов осуществляется исключительно судом.

В соответствии с взаимосвязанными положениями п. 3 ст. 40 Закона №2300-1 и ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Роспотребнадзор - (его территориальные органы) как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей может быть привлечен судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~3ynWP