Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Об автоматических списаниях при оформлении веб-займов

17 Марта 2022
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия доводит до сведения граждан информацию о существующей недобросовестной практике при оформлении микрозаймов онлайн. В сети Интернет участились случаи предложения помощи по подбору зай-мов со стороны кредитных брокеров и иных посредников, которые не раскрывают информацию о возмездном характере своих услуг. Более того, зачастую потребитель просто не осознаёт, что находится на сай-те посредника и передаёт все свои персональные данные не микрокредитной ком-пании, а третьему лицу. Что предлагает кредитный брокер или посредник на самом деле? Выбрать и оформить микрозайм онлайн, заполнить анкету, а также приобрести дополни-тельные услуги. ПОЧЕМУ ЭТО ОПАСНО? 1. Навязывается или скрывается факт приобретения дополнительных услуг. При оформлении микрозайма клиенту предлагают присоединиться к раз-личным «условиям», «программам», «сервисам», «услугам», «тарифам» и т.п. В оферту (заявление на займ) могут быть автоматически включены следу-ющие платные услуги: - страхование жизни и здоровья от несчастного случая; - теледоктор - круглосуточная медицинская консультация; - услуга СМС-информирования (о статусе рассмотрения заявки на выдачу займа, платежах по договору потребительского займа, рекламных акциях и т.п.); - услуга по получению отчёта о состоянии финансового здоровья и акту-альных предложениях по займам (предоставляются и оплачиваются регулярно: ежедневно, еженедельно и т.п.); - услуга платного подбора займов. Стоимость таких услуг может достигать нескольких тысяч рублей. Будьте бдительны! 2. Подписание договора в один клик. Все онлайн-сервисы содержат в себе условия о том, что соглашение с по-требителем заключается в электронном виде. Иногда для этого требуется ввести код из СМС-сообщения, но часто договоры просто содержат условие о том, что сам факт проставления на сайте или в мобильном приложении «флажка» согласия с предлагаемыми условиями заменяет подпись клиента и означает возможность списания с банковской карты стоимости услуг по тарифам посредника. 3. Плата по займу и за дополнительные услуги списывается автоматически. Очень часто оплата услуг подбора займов, СМС-информирования, получения различных отчётов может производиться в форме платной подписки и продлевается каждые несколько дней автоматически. Пример договорного условия: подключение сервиса «Рекуррентные списа-ния» – возможность оплаты и исполнения обязательств физическими лицами по-средством автоматических переводов денежных средств. 4. Отключить навязанные услуги очень сложно. В цифровую эпоху у недобросовестных компаний простым и быстрым оказывается только сервис, направленный на списание денежных средств в свою пользу. Для того, чтобы отказаться от навязанных услуг иногда потребуется прибегнуть к услугам «Почты России». Пример договорного условия: «Заёмщик вправе в любое время отказаться от сервиса «Рекуррентные списания», направив уведомление об отказе от сервиса в адрес исполнителя посредством почтовой корреспонденции, письмом с описью вложения». Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия призывает быть внимательными при оформлении любых договоров онлайн.
Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~4mkmL