Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Какие права имеет потребитель при оплате текущих платежей через автоматические приемные терминалы

14 Октября 2015

Какие права имеет потребитель при оплате текущих платежей через автоматические приемные терминалы

В связи с многочисленными обращениями граждан Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обращает внимание заинтересованных граждан, оплачивающих товары (услуги, работы) через платежные терминалы.

Данные отношения регулируются федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон).

В силу понятий, закрепленных ст. 2 Федерального закона, - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по реализации товаров/работ/ услуг (далее - поставщик), получает денежные средства плательщика (потребителя) на основании договора, заключенного с оператором по приему платежей – платежным агентом, являющимся юридическим лицом. Также прием денежных средств от физических лиц могут осуществлять платежные субагенты (зарегистрированные в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя) при условии, если данное право предусмотрено договором, заключенном между поставщиком и платежным агентом (п. 7 ст. 4 Федерального закона).

В случае не поступления денежных средств по назначению (на что указывается в обращениях граждан), то есть оказания услуги с недостатком, как не соответствующей целям, для которых услуга такого рода обычно используется, применяются положения ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Согласно указанной норме, потребитель вправе предъявить Исполнителю услуги по приему платежей одно из требований, предусмотренных ст. 29 Закона, в том числе, о безвозмездном устранении недостатков услуги (о перечислении денежных средств поставщику), а также требования по возмещению причиненных убытков и компенсации морального вреда (ст. 15 Закона). Указанные требования рекомендуем направлять оператору по приему платежей (платежному агенту, платежному субагенту) в письменной форме посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

Информация о поставщике, операторе по приему платежей, платежном субагенте (в том числе, о наименовании и месте нахождения) доводится до сведения потребителя в каждом месте приема платежей, а также посредством кассового чека, выдаваемого потребителю в момент осуществления платежа (п. 13 ст. 4, ст. 5 Федерального закона). В кассовом чеке обязаны содержаться следующие реквизиты:

- наименование документа – кассовый чек;

- наименование оплаченной услуги;

- общая сумма принятых денежных средств;

- размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (комиссии);

- дата, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

- адрес приема денежных средств;

- адрес и место нахождения агента, принявшего денежные средства, и его ИНН;

- номера контактных телефонов оператора по приему платежей.

Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

Сведения об операторе по приему платежей (платежном агенте) можно получить от поставщика, который предоставляет данную информацию потребителю по его запросу (п. 3 ст. 4 Федерального закона).

При нарушении Ваших прав необходимо подготовить письменную претензию в двух экземплярах с требованием о возврате денежных средств согласно ст., ст. 12, 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Один из экземпляров претензии необходимо вручить исполнителю лично, либо направить заказным письмом с уведомлением (по адресу указанному в кассовом чеке).

Соответственно, в десятидневный срок со дня предъявления требования, согласно ст. 31, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан рассмотреть Ваше требование.

В случае, если исполнитель не удовлетворит Ваши требования в добровольном порядке, Вы имеете право предъявить иск в суд, в котором кроме основного требования имеете право требовать выплаты неустойки в размере 3% от общей суммы оплаты за каждый день просрочки согласно со п.5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».

По общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", защита нарушенных прав должна осуществляться судом. Право выбора территориальной подсудности принадлежит истцу.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~7drxQ