Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах «горячей» линии о правах потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг

28 Июня 2019

Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия 26.06.2019 проведена телефонная «горячая» линия по вопросам прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.

Публикуем ответы на некоторые вопросы, поступившие от граждан.

Вопрос: В случае неисправности запорной арматуры (вентиля) в квартире, кто несет ответственность за его содержание и замену?

Ответ: В соответствии с п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 N491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Нередко управляющие компании (ТСЖ, ЖСК) утверждают, что общее имущество это все, что расположено до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов. Соответственно, по мнению обслуживающих организаций, бремя содержания данного оборудования, а также риск повреждения и причинения вреда третьим лицам, если произошло затопление квартиры, возлагается на собственника квартиры или её нанимателя.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Данную позицию о лице, ответственном за содержание первого отключающего устройства, запорно-регулировочных кранов установил еще в 2011 году Верховный суд РФ в своем решении от 30.11.2011 года №ГКПИ11-1787, в котором определил, что первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенных для выполнения функций горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, а также безопасности помещений многоквартирного дома. Обеспечивая подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, указанные элементы изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.

Таким образом, факт нахождения указанного оборудования (вентиля) в квартире не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку предусматривается его местоположение как внутри, так и за пределами помещения.

Вопрос: В какой период времени можно обратиться в управляющую (ресурсоснабжающую) организацию для проведения перерасчета в период временного отсутствия в жилом помещении?

Ответ: Согласно п.91 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В п.37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N22 указано: «Пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы».

Таким образом, обратиться для проведения перерасчета необходимо в течении 30 дней с момента возвращения, однако если в указанный срок потребитель не обратился в результате каких-либо жизненных обстоятельств (уважительных причин) необходимо предоставить подтверждающие документы.

Вопрос: Какая предусмотрена ответственность управляющей организации в случае не предоставления необходимой информации по управлению многоквартирным домом, а также в случае не предоставления ответа на обращения граждан-потребителей?

Ответ: Если управляющая многоквартирным домом организация не вовремя отвечает на просьбу о предоставлении реестра собственников в целях проведения общего собрания, то управляющая компания тем самым нарушает лицензионные требования к своей деятельности, и ответственность предусмотрена по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Если же управляющая компания игнорирует иные сообщения от жителей управляемого ею многоквартирного дома (далее - МКД), то это деяние нужно квалифицировать по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ (нарушение Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее - Правила управления МКД №416).

Такую правовую позицию сформулировал Президиум Верховного Суда РФ 05.06.2019. Верховный суд РФ обосновал этот вывод следующим.

Собственники жилых и нежилых помещений в МКД могут обращаться к управляющую компанию по различным вопросам, связанными с выполнением УК как лицензионных требований, так и иных.

Для таких обращений установлены различные порядок и сроки рассмотрения.

Например, согласно ч.3.1 ст.45 Жилищного кодекса РФ в течение 5 дней с момента получения письма или обращения через сайт ГИС ЖКХ от инициатора будущего общего собрания собственников в МКД УК обязана предоставить этому инициатору реестр собственников помещений в МКД.

Это требование является лицензионным как часть требования исполнять обязанности по договору управления МКД, а значит нарушение этого 5-дневного срока может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Напротив, требования раздела VII и п. 34 раздела VIII Правил управления МКД №416 (о контактах управляющей организации с жителями и раскрытии ею информации) не являются лицензионными. И если они нарушены – управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Таким образом, квалификация действий (бездействия) управляющей организации, которая нарушает порядок рассмотрения обращений собственников и нанимателей МКД (или вовсе их игнорирует), зависит от существа такого нерассмотренного обращения, а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению МКД.

Составлять протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанным составам уполномочен орган государственного регионального жилищного надзора – Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (г. Петрозаводск, ул. Ф. Энгельса, д. 4).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~9EhAk