Приём обращений граждан |
Компетенция Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия по вопросам защиты прав потребителей услуг ЖКХ
В связи с поступающими в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия (далее – Управление) обращениями граждан по вопросам порядка начисления, размера и внесения платы за жилищные и коммунальные услуги Управление разъясняет следующее.
Управление осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 712.
При осуществлении своих полномочий Управление руководствуется требованиями действующего законодательства, в том числе Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
Вопросы контроля за соблюдением порядка начисления, размера и внесения платы за жилищные и коммунальные услуги не входят в компетенцию Управления.
Контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к предоставлению коммунальных услуг пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах в соответствии с требованиями законодательства относится к компетенции органов государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 10 Положения «О государственном жилищном надзоре», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2013г. №493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к определению порядка, размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия в пределах своих полномочий осуществляет:
- привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах и их безопасность (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
- обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
- вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При этом основание для реализации указанных полномочий могут, в том числе, являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.
Учитывая вышеизложенное, по всем вопросам, касающимся деятельности управляющих компаний, начисления платы за жилищные и коммунальные услуги, обращаться в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д.4).