Приём обращений граждан |
Практически каждый из нас, когда собирается провести очередной отпуск и приходит в туристическое агентство, задается вопросом: «А могу ли я отказаться от поездки? Если могу, то в каких случаях, и каким образом это возможно сделать?». В жизни может произойти всякое: Вы можете заболеть, резко возрастут транспортные тарифы, в стране Вашего путешествия возникнет угроза безопасности жизни и здоровью туристов.
К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания туристских услуг в Российской Федерации, относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
- Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей);
- Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о туристской деятельности);
- Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2015 №452 (далее – Правила).
По общему правилу в соответствии с п.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором.
Законом предусмотрено право туриста отказаться от договора на реализацию туристского продукта так же, как и от любого другого договора возмездного оказания услуг, при определенных условиях (ст.782 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей), а именно: при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут:
1) при существенном нарушении договора другой стороной (п.2 ст.450 ГК РФ).
2) при существенном изменении обстоятельств (ст.451ГКРФ).
3) в случае возникновения угрозы безопасности жизни и здоровью туристов в стране временного пребывания (ст.14 Закона о туристской деятельности).
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное, а именно в письменной форме (п.1 ст.452 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.29 Закона о защите прав потребителей турист вправе в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона о туристской деятельности каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровью, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения (ст.14 Закона о туристской деятельности).
Наступление данных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.