Приём обращений граждан |
25 марта 2013 года состоялась очередная телефонная «горячая линия» по теме «Способы защиты прав потребителей финансовых услуг». Представляем наиболее интересные вопросы по заявленной тематике.
Вопрос: Какими законами регулируются взаимоотношения между банками и потребителями?
Ответ: Отношения между банками и физическими лицами в сфере потребительского кредитования регулируются нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Ведомственные акты Банка России в сфере потребительского кредитования обязательны для исполнения кредитными организациями, но не могут устанавливать дополнительные обязанности для потребителя по сравнению с нормами вышеназванных законов. На сегодняшний день готовится специальный законопроект «О потребительском кредитовании».
Вопрос: Что такое потребительский кредит?
Ответ: Это кредит, который предоставляется банком физическим лицам, то есть потребителям, в целях приобретения ими товаров (услуг) для личных, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Вопрос: Должны ли мне сказать при заключении кредитного договора: сколько всего я должна выплатить банку? И как я должна платить: сроки, суммы? Я ведь должна это знать до того как подписываю кредитный договор?
Ответ: Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» обязывает кредитные организации дозаключения кредитного договора доводить до сведения потребителя информацию
о цене;
об условиях приобретения кредита;
о размере кредита
о полной сумме, подлежащей выплате
о графике погашения суммы, подлежащей выплате.
Вопрос: Я заключила кредитный договор, но при подписании договора мне дали еще бланк заявления о выдаче банковской карты и сказали, что без оформления банковской карты мне не дадут кредита. А зачем мне она, у меня есть счет в другом банке, разве мне не могут перечислить кредит на этот счет?
Ответ: Статья 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" запрещает обуславливать приобретение одних товаров, работ и услуг обязательным приобретением других товаров, работ и услуг. Таким образом, Банк не вправе навязывать дополнительные платные услуги. Написать заявление о выдаче банковской карты или об открытии счета в Банке – это право потребителя, а не обязанность.
Вопрос: Как правильно оформить кредит на покупку бытовой техники, какую информацию мне должны сообщить в магазине?
Ответ: Как правило, в магазинах работают кредитные специалисты Банков, при заключении кредитного договора они должны сообщить всю информацию, как о Банке, так и об условиях кредитования. Потребителю рекомендуется ознакомиться со всей представленной информацией, обратить внимание на размер эффективной процентной ставки, потому что в экспресс-кредитах она может существенно отличаться от рекламируемой процентной ставки по кредиту.
Вопрос: Какие есть способы защиты своих прав гражданами?
Ответ:Согласно статье 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным решения собрания;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
Вопрос: Как потребителю защитить свои права в суде? Есть у него какие-нибудь преимущества, предусмотренные законом?
Ответ: Законодательством установлены следующие особенности судебной защиты прав потребителей.
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" защита прав потребителей осуществляется судом. Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальнымкодексом Российской Федерации и Законом РФ «О защите прав потребителей».
Любой гражданин вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Исковое заявление о защите прав потребителей может быть подано потребителями по его выбору в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Законодательством установлены следующие особенности судебной защиты прав потребителей.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» при подаче исков о защите нарушенных прав потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ.
Вопрос: Как самостоятельно написать исковое заявление в суд, что нужно там указать обязательно?
Ответ: На основании статьи 131 Гражданского процессуального Кодекса РФ в исковом заявлении должно быть указано:
наименование суда, в который подается заявление;
наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;
в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
перечень прилагаемых к заявлению документов
Вопрос: Куда можно обратиться за консультациями по вопросам защиты прав потребителей в суде?
Ответ: За бесплатной юридической помощью в составлении претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться в Консультационный центр, созданный при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» по адресу г.Петрозаводск, пр.Невского, д.28-а, каб.1, телефон 56-12-07.