Приём обращений граждан |
В адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия поступают обращения граждан по вопросу несоответствия цены, указанной в ценнике, и стоимости, пробиваемой на кассе, в том числе и в период проведения акций. Управление разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.08.1998 №55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Порядок проведения различных акций, в том числе предоставления скидок в магазине, не регулируется законодательством о защите прав потребителей. Торговым организациям в подобных вопросах предоставлена самостоятельность.
Однако что делать, если цена, указанная в ценнике, не совпадает с ценой в чеке?
1. Сообщить об этом продавцу, внести свои замечания в книгу отзывов и предложений или написать заявление, проставить дату обращения, сделать фотографию своей записи и первой страницы с реквизитами организации, ценника, вывески магазина.
2. В случае неудовлетворения требований, указанных в заявлении, в письменной (в том числе по электронной почте) форме сообщить в территориальный орган Роспотребнадзора по месту жительства о выявленных недостатках и в обязательном порядке приложить фотографии, копии заявления, пояснения о месте нахождения торгового объекта, его наименовании, дате посещения магазина.
Согласно пункту 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», пункту 6 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 №412, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортёров), применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу положений подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентированы положениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, введён обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту.