Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах очередной «горячей» линии

29 Января 2020

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия «27» января 2020 года с 14.00 до 15.00 провело для жителей республики очередную телефонную «горячую линию» по теме «О правах потребителей при дистанционных способах продажи товара».

Поступило 2 телефонных звонка, приводим ответы на них.

Вопрос: Можно ли отказаться от товара, купленного через Интернет-магазин?

Ответ: При покупке товаров через Интернет-магазин у потребителя есть право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункту 21 Правил продажи товаров дистанционным способом.

Более того, в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Вопрос: Потребитель заказал товар через Интернет-магазин и оплатил 100% стоимости товара, но до сих пор товар не доставлен. На все письма в адрес продавца товара ответ один – ждите, хотя прошло уже больше 2 месяцев с указанной даты доставки товара. Какие действия предпринять потребителю, если потребитель хочет отказаться от товара и вернуть деньги?

Ответ: Прежде всего, потребителю необходимо написать претензию в адрес продавца Интернет-магазина с требованием о возврате уплаченных денежных средств в связи с нарушением сроков доставки товара, указанных в договоре. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом продавец обязан вернуть денежные средства покупателю в течение 10 дней.

Если данное требование продавец оставит без удовлетворения, то потребитель вправе обратиться в суд с требованием о возврате денежных средств, а также на основании пункта 3 статьи 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» уплате неустойки (пени) в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Обращаем Ваше внимание, что по общему правилу, закреплённому пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.

Указанное означает, что правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов (организаций, фирм) выполнить какие-либо действия или выплатить денежные средства обладают только органы судебной власти.

Также положения Закона РФ «О защите прав потребителей» подразумевают гражданско-правовой порядок защиты прав потребителей, в том числе судебный порядок.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» гражданин вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК подведомственны судам общей юрисдикции. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, которые связаны с нарушением их прав.

Иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту нахождения организации (её филиала), жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель может требовать компенсации за причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Управление сообщает, что при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» работает консультационный центр (г. Петрозаводск, ул. Луначарского, 13а, каб. 23, тел. 56-12-07), осуществляющий консультирование граждан и оказывающий помощь в составлении претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, куда можно обратиться за содействием.

Также можно задать интересующие вопросы по электронной почте: cge@cge.onego.ru.

Со своей стороны Управление готово в соответствии со статьей 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и пунктом 3 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» вступить в судебное дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителя.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~WV0Ty