Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Вниманию потребителя: Как выбирать обувь

20 Января 2020

Требования к обуви законодательно установлены ГОСТом (ГОСТ 26167-2005 «Обувь повседневная. Общие технические условия») и техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», ст. 4, 6, 9, пр. 5, 8).

При выборе обуви необходимо обратить особое внимание на её внешний вид. Обувь в паре должна быть одинаковой по размеру, структуре и цвету материала. Она должна быть хорошо отделанной, без пятен, складок и морщин. Одноименные детали должны быть одинаковыми по плотности, толщине, форме, размеру. Не допускается местное отставание верха и подкладки от задника, мягкие носки и задники, плохое формирование пяток, носков, деформация верха, осыпание красителей, механические повреждения и неразглаженные складки внутри обуви. Кожа должна быть мягкой и ровной, швы и строчки прямыми, без пропусков. На обуви не должны присутствовать следы клея, заломы и потёртости. Застёжки на молниях должны скользить свободно. От обуви не должен исходить неприятный запах, так как резкий запах в обуви может быть вызван химическими материалами, вредными для здоровья. Желательно воздержаться от покупки такой обуви.

Обувь необходимо примерять стоя, при этом желательно сделать несколько шагов либо потоптаться на месте. Внутренние размеры и форма обуви должны соответствовать размерам и форме стопы, в противном случае стопа будет деформироваться, появятся мозоли.

Не рекомендуется носить тесную обувь, так как она может привести к нарушению кровообращения.

Маркировка обуви

Необходимые сведения об обуви предоставляются потребителю путем маркировки товара. Маркировка может наноситься на само изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к товару.

До потребителя доводится следующая информация:

- наименование продукции;

- наименование страны-изготовителя;

- наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;

- юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;

- размер изделия;

- товарный знак (при наличии);

- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза:

- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);

- дата изготовления;

- модель и (или) артикул изделия;

- вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;

- инструкция по уходу за обувью (при необходимости).

Возможна ли замена обуви надлежащего качества?

Согласно статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (далее — Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если в день обращения потребителя к продавцу аналогичный товар отсутствует в продаже, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Права потребителя при обнаружении недостатков в обуви

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей недостаток товара – это несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или условиям договора (при их отсутствии или неполноте обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используются, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу или описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию. 

В случае обнаружения в товаре недостатков (если они не были оговорены продавцом) потребитель по своему выбору вправе потребовать:

• замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

• замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

• расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.

При этом потребитель вправе потребовать также возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

По общему правилу, данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока, а если такой срок не установлен, то в пределах двух лет со дня покупки.

Что такое гарантийный срок товара?

Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения недостатков в товаре изготовитель (продавец, уполномоченная организация и т.д.) отвечают за недостатки товара.

Для сезонной обуви гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения покупателей. Согласно Распоряжению Председателя Правительства РК от 18.04.1998 № 231-р «Об установлении на территории Республики Карелия времени наступления сезонов для исчисления гарантийного срока и срока службы сезонных товаров» на территории Республики Карелия установлены следующие сроки наступления соответствующих сезонов:

Для районов и городов, приравненных к районам Крайнего Севера:

• зимний - с 1 ноября;

• весенний - с 1 марта;

• летний - с 1 июня;

• осенний - с 1 сентября.

Для районов Крайнего Севера:

• зимний - с 1 октября;

• весенний - с 1 апреля;

• летний - с 15 июня;

• осенний - с 15 августа.

В случае приобретения обуви несезонного назначения гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) вышеизложенные требования в том случае, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи ему или появились по причинам, возникшим до этого момента.

Особенности продажи обуви

До подачи в торговый зал обувь должна пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара, проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе, а при необходимости чистку и мелкий ремонт.

Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и выставлены в торговом зале.

Обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.

Обувь должна иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера.

Продавец обязан предоставить покупателю обуви условия для примерки. Для этой цели торговые залы должны быть оснащены банкетками, скамейками или подставками.

При продаже обуви продавец должен в присутствии покупателя проверить качество товара (путем внешнего осмотра), правильность подсчета стоимости покупки.

Обувь передается покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Вместе с обувью покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Что делать в случае обнаружения недостатков в обуви?

Необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с письменной претензией с чётко сформулированными требованиями, составленной в двух экземплярах. Один экземпляр претензии необходимо лично вручить продавцу либо направить заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае вручения претензии на втором экземпляре продавец должен указать свои ФИО и должность, а также поставить дату и подпись.

В какой рок требования потребителя должны быть удовлетворены продавцом?

Требование потребителя

Срок   удовлетворения 

 • замена товара

 • при необходимости проведения дополнительной проверки качества такого товара

7 дней

20 дней

 • о соразмерном уменьшении покупной цены товара;

 • о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;

 • о возврате уплаченной за товар денежной суммы;

 • о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего   качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре;

10 дней

 • устранение недостатков товара;

45 дней

 • возврат потребителю денежных средств при возврате товара надлежащего качества.

3 дня


Как должен действовать продавец при получении претензии?

В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре в течение гарантийного срока, Закон о защите прав потребителей обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатка - экспертизу товара за свой счет.

Чем отличается проверка качества товара от экспертизы?

Проверку качества товара осуществляет продавец или уполномоченная продавцом организация.

Результатом проверки качества товара является акт.

Экспертиза проводится лицами незаинтересованными в результатах рассмотрения дела - экспертами. Результатом экспертного исследования является экспертное заключение.

Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара, а также  присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Советы по эксплуатации и уходу за обувью:

- не снимайте обувь, наступая на задник; при надевании обуви используйте рожок;

- избегайте воздействия на обувь щелочей, кислот, активных растворителей и т.п.;

- избегайте использования обуви на кожаной подошве в дождливую и сырую погоду.

- очищать обувь от грязи и пыли рекомендуется мягкой влажной тканью или щеткой;

- просушивайте обувь при комнатной температуре. Не допускайте просушивание обуви на нагревательных поверхностях (батареях парового отопления, электро-, электромасляных радиаторах и др.);

- чистите обувь из кожи с применением специального обувного крема; обувь из нубука и велюра - специальными резиновыми щетками, ластиками или специальными препаратами; обувь из лаковой кожи - жидкостью для чистки лаковой обуви; обувь из текстиля - специальными щетками или мягкой влажной тканью.

Внимание! Потребитель имеет право потребовать документы с подтверждением соответствия товара установленным требованиям.

По общим правилам документом, подтверждающим соответствие обуви для взрослых (кроме обуви валяной) обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, является – декларация о соответствии.

Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (в том числе регистрационный номер декларации соответствия, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Как правильно выбрать обувь.jpg

5 признаков качественной обуви.jpg


Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~X3ReM