Приём обращений граждан |
О деятельности Управления по контролю за соблюдением потребительского законодательства в сфере финансовых услуг за 9 месяцев 2011 года
За 9 месяцев 2011 года отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия проведено 7 плановых проверок в отношении ОАО «РОСБАНК», ООО КБ «Ренессанс Капитал», ОАО «Пробизнесбанк», ЗАО Акционерный коммерческий нефтяной инвестиционно-промышленный банк, ЗАО «БНП ПАРИБА Банк», ЗАО КБ «Европейский трастовый банк», ЗАО «Райфайзенбанк».
По результатам проведенных плановых проверок в отношении банков, допустивших нарушения законодательства о защите прав потребителей, составлены 3 протокола по ст.19.7 КоАП РФ (за непредставление информации) в отношении ООО КБ «Ренессанс Капитал», ОАО «РОСБАНК», ОАО «Пробизнесбанк», 6 протоколов по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ (за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей) в отношении ОАО «Пробизнесбанк», ЗАО «БНП ПАРИБА Банк», ЗАО КБ «Европейский трастовый банк», ЗАО «Райфайзенбанк».
За 9 месяцев 2011 года на рассмотрение в отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия поступило 23 письменных обращений граждан. По результатам рассмотрения:
проведено 5 внеплановых проверок и 2 административных расследования в отношении банков;
составлено 3 протокола по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителей) в отношении ОАО «СКБ-банк», ЗАО «Банк ВТБ 24», ОАО НБ «ТРАСТ»;
выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ОАО «СКБ-банк», ОАО НБ «ТРАСТ», ОАО Сбербанк России, ОАО «РОСБАНК», ОАО «Банк Москвы»;
2 заявления переадресовано на рассмотрение в Национальный банк Республики Карелия;
· подано 1 исковое заявление в защиту прав потребителя к ОАО «СКБ-банк», в пользу потребителя с банка Петрозаводский городской суд взыскал 14 000 руб. за незаконные комиссии и 3 000 руб. в качестве компенсации морального вреда.
· направлено в суд 45 заключений в интересах прав потребителей финансовых услуг. По результатам рассмотрения дел, по которым Управление давало заключения, в пользу потребителей с банков взыскано более 240 000 руб.
Наиболее часто допускаемые банками нарушения законодательства о защите прав потребителей это включение в договор с потребителями следующих условий, ущемляющих законные права потребителей, а именно:
· взимание комиссий за открытие и(или) ведение ссудного счета, выдачу кредита, за оказание финансовых услуг при выдаче кредита, за досрочное погашение кредита и т.п.;
· обуславливание получения кредита обязательным заключением договора страхования жизни и здоровья потребителя-заемщика на условиях банка;
· одностороннее изменение банком условий договора с потребителем, в частности в части увеличения процентов за пользование кредитом, штрафов, пени (неустойки);
· ограничение права потребителя на альтернативную подсудность.
В целях информирования потребителей финансовых услуг об их правах и деятельности Управления в этой сфере на сайте Управления за 9 месяцев 2011 года размещено 9 информаций, проведено 2 тематические «горячие» телефонные линии.