Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах внеочередной тематической «горячей» линии по вопросам законодательства о защите прав потребителей

14 Марта 2013

О результатах внеочередной тематической «горячей» линии по вопросам законодательства о защите прав потребителей

18 марта 2013 годасостоялась внеочередная  телефонная «горячая линия»,  посвященная Всемирному  дню защиты прав потребителей, который отмечался  15 марта 2013 года под девизом:  «Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now!»).  На «горячую» линию обратилось 18 граждан, представляем наиболее интересные вопросы по заявленной тематике.

С каких пор в России и мире отмечают Всемирный день защиты прав потребителей?

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Через два года Генеральная Ассамблея ООН утвердила руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В России Всемирный день прав потребителя впервые отметили в 1992 году, когда был принят закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги в сфере защиты прав потребителей. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах с 1994 года, но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерацией во Всемирную Организацию Союза потребителей.

Что такое консьюмеризм?

Консьюмеризм – это движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.

Какие основополагающие права потребителей, которые признаны во всем мире?

Это следующие права:

  • право на безопасность,

  • право на информацию,

  • право на выбор,

  • право быть выслушанным.

  • право на удовлетворение основных нужд,

  • право на возмещение,

  • право на потребительское образование,

  • право на здоровую окружающую среду.

Что такое «правосудие» вообще и «потребительское  правосудие» в частности? Как оно защищает права потребителей?

Если внимательно вчитаться в слово, то становится сразу понятно, что правосудие - это право судить. Но в современном мире понятие «правосудие» применяется как деятельность, направленная на защиту прав и свобод. Право на осуществление правосудия дано только судам, так как только судебные акты имеют юридическую силу, и соответственно приводят к последствиям (взыскание денег, выселение, и т.д.), которые могут быть реализованы принудительно - через судебных приставов.  Да, с одной стороны, осуществлять правосудие могут все люди, но, всё же этот процесс должен быть профессиональным, ведь, по сути, правосудие это процесс, когда происходит сравнивание двух ситуаций и в результате сравнения делается какой-нибудь вывод. Потребительское правосудие – это деятельность судов, направленная на защиту прав потребителей. Цель проведения мероприятий ко Всемирному дню защиты прав потребителей – это  помочь понять основные принципы правосудия, что бы любой человек не боялся обращаться в суд.

Как потребителю защитить свои права в суде? Есть у него какие-нибудь преимущества, предусмотренные законом?

Законодательством установлены следующие особенности судебной защиты прав потребителей.

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" защита прав потребителей осуществляется судом.Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом  N 2300-1.

Любой гражданин вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Исковое заявление о защите прав потребителей может быть подано потребителями по его выбору  в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Законодательством установлены следующие особенности судебной защиты прав потребителей.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1 при подаче исков о защите нарушенных прав потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины  на основании  ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ.

Как самостоятельно написать исковое заявление в суд, что нужно там указать обязательно?

На основании  статьи  131 Гражданского процессуального Кодекса РФ в исковом заявлении должно быть указано:

наименование суда, в который подается заявление;

наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

перечень прилагаемых к заявлению документов

Куда можно обратиться за консультациями  по вопросам защиты  прав потребителей в суде? Может ли Роспотребнадзор оказать какую-нибудь помощь при судебном разбирательстве?

За бесплатной юридической помощью в составлении претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться в Консультационный центр, созданный при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» по адресу г.Петрозаводск, пр.Невского, д.28-а, каб.1, телефон 56-12-07.

В случае реализации потребителем права на судебную защиту он вправе обратиться в суд с заявлением (ходатайством) о привлечении Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия (г.Петрозаводск, ул.Володарского, д.26) как уполномоченного территориального федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей в порядке статьи 47 Гражданского процессуального Кодекса РФ.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~jBk4d