Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Как правильно купить автомобиль

23 Декабря 2014

Как правильно купить автомобиль

В последние годы увеличивается число граждан, желающих приобрести автомобиль, одновременно с этим растет количество обращений, связанных с нарушением правил их продажи.

Порядок продажи автомобилей регулируется Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (раздел VI).

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами продавец должен предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре.

Информация об автомобилях в обязательном порядке должна содержать следующее: наименование автомобиля, место нахождения и наименование предприятия-изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий и производящей ремонт и техническое обслуживание автомобиля, обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать автомобиль, сведения об основных потребительских свойствах автомашины, правила и условия эффективного и безопасного ее использования, гарантийный срок, если он установлен, срок службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении этого срока, цена и условия приобретения товара. Все перечисленные сведения должны содержаться в технической документации, прилагаемой к автомобилю. Если автомобиль снят с производства, изготовитель обязан выпускать запчасти к нему в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение 10 лет со дня пе­редачи товара потребителю. В обязанности продавцов входит ознакомление поку­пателя с инструкцией о порядке эксплуатации автомобиля, причем руководство по эксплуатации автомобиля ино­странного производства должно быть переведено на рус­ский язык без взимания за это дополнительной платы.

Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты должны пройти предпродажную подготовку, вид и объем которой определяет завод-изготовитель. В сервисной книжке на товар (или в ином заменяющем ее документе) продавец обязан сделать отметку о ее проведении. Одновременно с автомобилем покупателю передаются комплект принадлежностей, установленный изготовителем, сервисная книжка, или заменя­ющий ее документ, а также паспорт транспортного средства (если он выдавался в установленном порядке).

Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором должны быть указаны наименование товара и продав­ца, марка товара, номера его агрегатов, дата продажи, цена товара, подпись продавца. Если покупатель утратил (потерял, привел в негодность и т.п.) документ о праве собственности на машину, продавец обязан выдать его дубликат с указанием серии, номера и даты ранее выданного (для это­го необходимы заявление и паспорт покупателя).

В случае обнаружения в автомобиле недостатков потребитель должен руководствоваться нормами ст. 18 Закона РФ № 2300-1, которая дает ему право по своему выбору предъявить одно из следующих требований: замена на товар этой же марки, модели, артикула, замена на такой же товар другой марки, модели, артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены, требование соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом (ремонт), отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Автомобили относятся к технически сложным товарам, в отношении которых требование потребителя о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы, либо о замене автомобиля подлежит удовлетворению в течение 15 дней со дня передачи ему такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара, нарушение установленных Законом РФ № 2300-1 сроков устранения недостатков товара, не­возможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества. Если возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести его экспертизу за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Обращаем внимание, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~xDi3s