Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


О результатах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в сфере защиты прав потребителей в I полугодии 2021 года

10 Августа 2021

В 1 полугодии 2021 года на рассмотрение в Управление поступило 528 обращений по вопросам защиты прав потребителей (в 1 полугодии 2020 года – 597 обращений). Число обращений на нарушения прав потребителей составило 38,8% от всех поступивших в Управление обращений (всего 1 360 обращений). В течение 1 полугодия 2021 года в Управление поступило 520 письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей.

Обращения, связанные с продажей товаров, составили 38,3% (в 1 полугодии 2020 года – 34,1%); на сферу услуг приходится 61,7% обращений.

Наибольшее количество обращений: в сфере розничной торговли непродовольственной группой товаров – 32,4% (в 1 полугодии 2020 года – 27,4%), услуг ЖКХ – 19,1% (в 1 полугодии 2020 года – 8,1%), услуг связи – 6,4% (в 1 полугодии 2020 года – 3,7%), розничной торговли продовольственной группой товаров – 5,9% (в 1 полугодии 2020 года – 6,7%), медицинских услуг – 5,5% (в 1 полугодии 2020 года – 5%), бытового обслуживания населения – 5,3% (в 1 полугодии 2020 года – 2,7%), деятельности финансовых организаций – 4,9% (в 1 полугодии 2020 года – 5,8%).

Из числа рассмотренных обращений, решение вопросов по которым относится к полномочиям Управления, по 25 обращениям (4,8%) проведены внеплановые проверки, административные расследования, объявлены предостережения, направлены иски в суд. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений, составлено 14 протоколов об административных правонарушениях.

Специалистами Управления проведено 136 предварительных проверок поступившей в Управление информации в сфере защиты прав потребителей, что соответствует показателю 2020 года.

Кроме того, хозяйствующим субъектам направлено 19 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, что также соответствует показателю 2020 года.

В 1 полугодии 2021 года в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей проведено 11 внеплановых проверок (в 1 полугодии 2020 года – 82). Кроме того, проведено 4 административных расследования, что соответствует показателю 2020 года.

Проверки по контролю в сфере защиты прав потребителей составили 1,9% от общего количества проверок Управления (в 1 полугодии 2020 года – 10,1%) и 2,5% от числа внеплановых проверок Управления (в 1 полугодии 2020 года – 12,9%).

По результатам 7 (63,6%) проверок выявлены нарушения обязательных требований в сфере защиты прав потребителей (в 1 полугодии 2020 года нарушения выявлены в 37,8% проверок).

По итогам 7 надзорных мероприятий выявлено 65 нарушений законодательства в области защиты прав потребителей. Результативность составила 9,3 нарушения на 1 проверку (в 1 полугодии 2020 года – 1,77).

По результатам контрольно-надзорной деятельности в сфере защиты прав потребителей составлено 65 протоколов об административных правонарушениях (в 1 полугодии 2020 года – 93), вынесено 23 постановления о привлечении к административной ответственности (в 1 полугодии 2020 года – 63), из них в виде предупреждения – 10, в виде административного штрафа – 13. Наложено штрафов на общую сумму 586 тыс. руб., средний размер штрафа составил 45 тыс. руб.

Выдано 7 предписаний об устранении выявленных нарушений.

В отчетном году продолжено участие Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в судебной защите прав потребителей, которая осуществлялась в форме подготовки заключений по делам в защиту прав потребителей, направления в суд исковых заявлений в защиту прав потребителей.

В 1 полугодии 2021 года в суд направлено 53 заключения по делам в защиту прав потребителей, что на 23% превосходит показатель 2020 года (43). Выросло количество заключений по делам в защиту прав потребителей сферы услуг – 30 или 56,6% (в 1 полугодии 2020 года – 39,5%). Значительную долю занимают заключения в сфере розничной торговли (23 или 43,4%), в области защиты прав потребителей бытового обслуживания населения, жилищно-коммунальных и транспортных услуг (5 или 9,4%).

По результатам рассмотрения дел, по которым Управление направляло в суд заключения, в пользу потребителей присуждено денежных средств на общую сумму 2 540,8 тыс. руб., в том числе компенсации морального вреда 72,2 тыс. руб.

В 1 полугодии 2021 года Управлением подано 5 исковых заявлений в суд в защиту прав конкретных потребителей. 3 иска направлено в целях защиты прав потребителей в сфере розничной торговли и 2 – в сфере услуг.

Одним из показателей деятельности в сфере защиты прав потребителей является удельный вес числа удовлетворенных исков в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей от общего количества рассмотренных исков. При плановом значении 90% на 2021 год этот показатель составил 100% (рассмотрено 4 исковых заявления в защиту конкретных потребителей, все иски удовлетворены).

По результатам рассмотрения исковых заявлений, поданных Управлением в интересах потребителей, в пользу граждан присуждено денежных средств на общую сумму 695,1 тыс. руб., в том числе компенсации морального вреда 14 тыс. руб.

Управлением принимается весь комплекс мер по предупреждению и пресечению нарушений в сфере защиты прав потребителей.

Одновременно Управление напоминает о работе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей по адресу zpp.rospotrebnadzor.ru. На указанном ресурсе можно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими соответствующие разделы потребительского рынка, с результатами проверок, изучить перечни продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и судебную практику.

Кроме того, в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Единый консультационный центр предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~uZuod