Законодательное регулирование
Правовое регулирование отношений, связанных с продажей товаров, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2463 (далее — Правила продажи по договору розничной купли-продажи).
Возврат и обмен товаров надлежащего качества
Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2463 (далее — Перечень), не подлежат обмену следующие товары, если они надлежащего качества:
товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;
предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
парфюмерно-косметические товары;
трикотажные изделия (трикотажные бельевые, чулочно-носочные изделия);
изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственными препаратами являются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Непродовольственные товары, которые не включены в Перечень, подлежат обмену по основаниям, предусмотренным статьей 25 Закона о защите прав потребителей (если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации). Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Возврат уплаченной за товар надлежащего качества денежной суммы возможен, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Данное требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите прав потребителей продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.
В силу статьи 12 Закона о защите прав потребителей если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.
Учитывая вышеизложенное, возврат (обмен) товаров, в том числе реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях:
если потребителю был продан товар ненадлежащего качества;
если продавцом не была предоставлена потребителю возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре;
если товар надлежащего качества не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
Что можно считать недостатком лекарственных препаратов и иных товаров?
Недостатком можно считать: истекший срок годности; отсутствие обязательной информации; неправильную маркировку — несовпадение серии партии и сроков годности на упаковке и препарате или их отсутствие; отсутствие информации о правилах хранения; нарушение комплектации; отсутствие инструкции по применению препарата; несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата; дефекты упаковки — сколы, негерметичность, смазанная полиграфия.
Порядок возврата или обмена товара ненадлежащего качества
В случае обнаружения недостатков в лекарственных препаратах и иных товарах, приобретенных в аптеке, необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с письменной претензией с четко сформулированными требованиями, составленной в двух экземплярах. Один экземпляр претензии необходимо лично вручить продавцу либо направить заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае вручения претензии на втором экземпляре продавец должен указать свои ФИО и должность, а также поставить дату и подпись.
Претензию можно составить в свободной форме.
Покупатель имеет право обратиться с подобным требованием в любое время до окончания гарантийного срока или срока годности товара. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
В соответствии с пунктом 5 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи в случае поступления претензии потребителя продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований.
В какой срок требования потребителя должны быть удовлетворены?
Требование потребителя |
Срок удовлетворения |
• замена товара • при необходимости проведения дополнительной проверки качества такого товара |
7 дней 20 дней |
• о соразмерном уменьшении покупной цены товара; • о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом; • о возврате уплаченной за товар денежной суммы; •о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре; |
10 дней |
• устранение недостатков товара; |
45 дней |
• возврат потребителю денежных средств при возврате товара надлежащего качества. |
3 дня |
В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре Закон о защите прав потребителей обязывает продавца (изготовителя, уполномоченную организацию и т.д.) принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара, при этом потребитель вправе участвовать в проверке качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатка — экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации т.д.) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
ВАЖНО! В соответствии с пунктом 7 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи не допускается продажа лекарственных препаратов, медицинских изделий при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне торговых объектов путем непосредственного ознакомления покупателя с товаром (на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах).
ВАЖНО! Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов и иных товаров, проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы, требуйте проверки приборов в Вашем присутствии (если это технически возможно).