Приём обращений граждан |
В настоящее время в связи с ситуацией распространения новой короновирусной инфекции граждане все чаще стали оформлять микрозаймы онлайн с помощью сети Интернет не выходя из дома.
Такой способ получения кредита (займа) действительно является более удобным и быстрым. Однако при оформлении займа онлайн гражданам следует учитывать следующее.
Цель микрофинансовых организаций (МФО) простая – привлечь как можно больше клиентов для увеличения собственной прибыли. Обычно займы предоставляются без проверки платежеспособности клиентов, без рассмотрения информации о заявителе. Проверяется только анкета заемщика, где он сам рассказывает о себе. Такие программы рассчитаны на граждан, достаток которых не позволяет получить кредит в банке, или уже имеющих просроченные кредиты.
В свою очередь, еще на этапе выбора потенциального кредитора у граждан есть вероятность столкнуться с «теневым» представителем бизнеса или вовсе мошенниками.
Отличия между этими лицами есть. В первом случае взять деньги в долг все же удается, но в процессе обслуживания и погашения займа финансовая организация законодательные нормы, например, по максимальной переплате, соблюдать не будет. То есть велика вероятность самого настоящего попадания в долговую кабалу.
Во втором случае никаких средств заемщик так и не получит. При этом мошенники могут выманить и завладеть денежными средствами самого заемщика в процессе оформления долгового обязательства, а также завладеть персональными данными гражданина (данными паспорта и др. документов).
В данной ситуации единственный способ не попасть на уловки мошенников и МФО, которые работают нелегально, – обращаться только в МФО, состоящие в профильном реестре Банка России. Сделать это можно изучив информацию на официальном сайте Банка России.
Со своей стороны, оформляя микрозайм как обычным способом, так и онлайн, заемщик должен четко представлять себе риски, которые повлечет за собой данная сделка.
Основными опасностями являются:
- риск не погасить заем своевременно;
- риск попасть в кредитные сети, из которых очень сложно выбраться;
- риск испортить собственную кредитную историю до той степени, когда другие кредитные организации (банки) откажут в любых видах кредитования.
Такие риски вызваны разными причинами: высокая процентная ставка, недостаточный доход заемщика, привлекательные условия кредитования, которые рекламируются компаниями, беспроцентный первый заем и т. д.
Поэтому при оформления кредита (займа) гражданам необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора, размещенного на сайте микрокредитной организации. В условиях договора обязательно должна быть указана полная стоимость займа в процентах годовых.
Перед заключением (подписанием) договора необходимо убедиться, что в договоре нет дополнительных услуг.
Общая сумма всех платежей с учетом процентов, штрафов, пеней, платы за дополнительные услуги не может превышать сумму займа более чем в 1,5 раза, если он был оформлен после 1 января 2020 года.
Также обращаем внимание, что действующим законодательством запрещается оформление микрозайма под залог жилья.
В настоящее время на фоне пандемии коронавируса микрофинансовые компании стали чаще продавать просроченные займы россиян коллекторам.
С 1 января 2020 года введен обязательный претензионный порядок и споры с кредитными организациями, включенными в реестры Банка России, может разрешить специально созданный орган - финансовый уполномоченный (омбудсмен), поэтому в случае возникновения каких-либо проблем с МФО в рамках исполнения кредитного договора (договора займа) граждане могут обратиться к финансовому уполномоченному.
Институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг предполагает его посредничество в деле рассмотрения имущественных споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителя финансовых услуг в МФО, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. рублей.
Срок исковой давности для обращения к финансовому уполномоченному гражданина-заемщика установлен 3(три) года со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Обращение к финансовому уполномоченному может быть направлено одним из следующих способов:
- в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного;
- в письменной форме на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного.
Финансовым уполномоченным в Российской Федерации решением Центрального банка РФ назначен Юрий Викторович Воронин.
Контакты финансового уполномоченного: РФ, г. Москва, Старомонетный переулок, д.3, тел. 8 (800) 200-00-10.
Более подробную информацию можно получить на сайте в сети Интернет по адресу: https://finombudsman.ru/.