Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


Памятка потребителям «О дорогостоящей косметике и косметических услугах, предоставляемых в кредит»

24 Января 2022

В последнее время заключение кредитных договоров на приобретение дорогостоящей косметики и прохождение косметических процедур – довольно распространенная практика. Представители салона предлагают рассрочку при оплате товара и услуг, нужно только подписать кредитный договор. Стоит ли его подписывать? На что обращать внимание и от чего стоит сразу отказаться?

Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов, которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер

До получения косметологической процедуры предварительно следует убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций и соответствует установленным обязательным требованиям.

Не стоит торопиться с принятием решения о покупке косметических средств, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты.

Не стоит подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание.

Следует иметь в виду, что подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.

Помните, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.

В соответствии с положениями статьи 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору.

Любые продовольственные и непродовольственные товары ненадлежащего качества можно вернуть или обменять в соответствии с правилами, закрепленными в статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с требованиями статьи 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 «Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, качественные парфюмерно-косметические товары не подлежат обмену.

В соответствии со статьёй 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При этом пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Управление рекомендует до получения косметологической процедуры и приобретения дорогостоящей косметики:

- не торопиться с принятием решения о покупке товара, для начала оценить потребности в предлагаемых товарах и наличие финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;

- предварительно постараться убедиться в том, что используемая косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным требованиям;

- не подписывать предлагаемые документы (договор, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав их содержание; поскольку, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.

Обращаем Ваше внимание, что по общему правилу, закреплённому пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.

Указанное означает, что правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов (организаций, фирм) выполнить какие-либо действия или выплатить денежные средства обладают только органы судебной власти.

Также положения Закона РФ «О защите прав потребителей» подразумевают гражданско-правовой порядок защиты прав потребителей, в том числе судебный порядок.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» гражданин вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК  подведомственны судам общей юрисдикции. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, которые связаны с нарушением их прав.

Иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту нахождения организации (её филиала), жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель может требовать компенсации за причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Управление сообщает, что за получением консультации и помощи в составлении претензии, искового заявления по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться в консультационный центр, созданный при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», по телефону 56-12-07, так как  в связи со сложившейся эпидемической ситуацией по заболеваемости коронавирусной инфекцией (COVID-19) с 30 марта 2020 года до особого распоряжения консультирование по вопросам защиты прав потребителей на личном приеме осуществляется по предварительной записи.

Также Вы можете задать интересующие вопросы по электронной почте: cge@cge.onego.ru и zpp.kons@mail.ru.

Со своей стороны Управление готово в соответствии со статьей 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и пунктом 3 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» вступить в дело для дачи заключения в целях защиты Ваших прав потребителя.

Одновременно Управление информирует, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, с помощью которого можно ознакомиться с образцами претензионных и исковых заявлений, многочисленными памятками, обучающими видеороликами. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~yyGcy