Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


Всемирный день прав потребителей

15 Марта 2017

15 марта 2017 года Международная организация по защите потребителей (CI) отмечает Всемирный день прав потребителей под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху» («Consumer Rights in the Digital Age»).

В 2016 году в Управление поступило 963 обращения граждан на нарушения прав потребителей, в том числе 20 обращений (2,1%) – на нарушения при продаже товаров дистанционным способом (через Интернет).

Практически все обращения были связаны с нарушением порядка возврата товаров, в том числе ненадлежащего качества, нарушением срока доставки товаров, а также отказом продавца в удовлетворении требований потребителей, главным образом в возврате денежных средств за не поставленный товар.

В связи с тем, что в жалобах граждан содержались требования имущественного характера (просьба оказать содействие в возврате некачественного товара, расторжении договора купли – продажи и возврате денежных средств), потребителям даны подробные разъяснения действующего законодательства, в том числе механизма защиты прав гражданско-правовым путём в судебном порядке.

Только два обращения послужили основанием для проведения внеплановых проверок, по одному обращению изложенные в нем факты подтвердились. В результате Управлением было составлено 3 протокола об административных правонарушениях по фактам нарушений прав потребителей, выдано 1 предписание об устранении выявленных нарушений.

Дано 1 заключение в суд по защите прав потребителей, в пользу потребителя присуждено пять тысяч рублей.

В рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей в период с 6 по 20 февраля 2017 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия и его территориальных отделах в районах проведена телефонная "горячая линия" по вопросам приобретения товаров через Интернет. Цель проведения данного мероприятия - повысить правовую грамотность не только потребителей, но и предпринимателей, реализующих товар дистанционным способом.

В этой связи о проведении горячей линии извещены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия, Торгово-промышленная палата Республики Карелия, Центр поддержки предпринимательства Бизнес-инкубатора Республики Карелия.

На "горячую линию" поступило 17 обращений, на которые специалистами даны обстоятельные ответы по всем вопросам, касающимся электронной торговли.

Как показывает практика работы, сегодня ещё много проблем при осуществлении дистанционной торговли, в том числе через Интернет.

В этой связи напоминаем, что продажа товара дистанционным способом регулируется статьей 497 Гражданского кодекса РФ «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара», Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612, статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», и даже статьей 8 Федерального закона «О рекламе». Также стоит упомянуть «Европейскую конвенцию о международной почтовой и дистанционной торговле», которую еще называют Европейским этическим кодексом. Пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом установлен запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции.

Договор розничной купли-продажи товаров дистанционным способом оформляется путём передачи покупателем продавцу сообщения о своём намерении приобрести товар. Продажа товаров дистанционным способом осуществляется на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п.п. 20, 23 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В сообщении покупателя о своём намерении приобрести товар дистанционным способом обязательно должны быть указаны:

- полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;

- наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;

- вид услуги (при предоставлении), время её исполнения и стоимость;

- порядок и сроки передачи товара;

- обязательства покупателя.

До заключения договора дистанционной розничной купли-продажи продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении. За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Обращаем внимание, что основные правила продажи товаров и оказания услуг в сети Интернет размещены на сайте Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей: zpp.rospotrebnadzor.ru.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~fSXSL