Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


О результатах «горячей» линии по теме «Защита прав потребителей при предоставлении платных образовательных услуг»

3 Октября 2018

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия «24» сентября 2018г. с 14.00 до 15.00  провело для жителей республики очередную телефонную «горячую линию» по теме  «Защита прав потребителей при предоставлении платных образовательных услуг».

 Поступило 5 телефонных звонков, приводим ответы  на некоторые из них.

1.  Потребитель заключил договор оказания платных образовательных услуг сроком на 2 года. Стоимость в договоре была фиксированной, однако спустя три месяца после заключения договора стоимость образовательных услуг повысили на 10%, спустя полгода – еще на 10%. Законно ли это?

Нет, это незаконно. В соответствии с ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.8 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг), увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

2. Образовательное учреждение включило в договор оказания платных образовательных услуг условие об установлении отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, зачетов. Законно ли это?

Нет, это незаконно. Потребитель платит за образовательную услугу. Никаких дополнительных взносов быть не должно. Все возможные затраты на обучение включены в стоимость обучения. Применительно к деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений хочется отметить, что все учебные мероприятия, предусмотренные государственными стандартами высшего и среднего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных, курсовых работ, зачетов, прохождение производственной (профессиональной) и научно-технической практики, относятся к основной деятельности образовательного учреждения и взимание платы за них не допускается. При решении вопроса о том, какие услуги негосударственного образовательного учреждения относятся к основным, следует исходить из тех же принципов, что и при рассмотрении вопроса о содержании основной услуги в отношении государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а при наличии свидетельства о государственной аккредитации - и в соответствии с государственными образовательными стандартами.

3. При заключении договора представитель образовательного учреждения предупредил о том, что  сумма, уплаченная за образовательные услуги, не подлежит возврату при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя, а также установлен штраф за такой отказ. Правомерно  ли это?

В соответствии со статьёй 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» и статьёй 782 Гражданского Кодекса Российской Федерации потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Какие-либо иные действия заказчика, от которых находится в зависимости возможность его одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг, а также какие-либо правовые последствия такого отказа законом не предусмотрены и не могут быть ограничены договором.

В силу содержания и смысла указанных норм обязанность доказать фактическое несение расходов, связанных с исполнением обязательств по договору, лежит на исполнителе.

Таким образом, действия исполнителя неправомерны.

Обращаем Ваше внимание, что получить ответы специалистов  на интересующие вопросы можно в Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия по адресу: г. Петрозаводск, ул. Володарского, д.26 (отдел защиты прав потребителей: тел.79-74-09, тел. горячей линии: 8-800-200-29-28, приёмные дни: вторник и пятница с 14.30 до 16.30), а также в Консультационном центре  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия»: в  г. Петрозаводске, ул. Луначарского, 13А, каб. 23,  тел.:  8 (8142) 56-12-07. 

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~Z9uyh