Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных интернет-магазинах

25 Сентября 2019

В настоящее время в России широкое распространение приняла форма покупки гражданами товаров с использованием сети Интернет у организаций (фирм), расположенных (зарегистрированных) на территории других государств.

В этой связи у граждан часто возникали вопросы о механизме защиты их прав потребителей в том случае, если по какой-либо причине приобретенный товар оказался не надлежащего качества.

Роспотребнадзор ранее в своих разъяснениях неоднократно подчеркивал, что в спорной ситуации, связанной с вступлением граждан в правоотношения по приобретению товаров (услуг) у лица, находящегося на территории иностранного государства, ее разрешение предполагает предварительное достоверное установление права, подлежащего применению к соответствующему договору.

В этой связи при наличии признаков осуществления иностранным продавцом своей деятельности на территории Российской Федерации, т.е. в стране места жительства потребителя (российского гражданина), либо обстоятельств, подтверждающих, что продавец любыми способами направляет свою деятельность на территорию Российской Федерации (наряду с территориями других стран), к отношениям с участием потребителей должно применяться законодательство Российской Федерации (пункт 1 статьи 1212 Гражданского кодекса РФ).

Критерии направленности деятельности иностранного лица на территорию Российской Федерации в настоящее время детально не определены, однако деятельность продавца (исполнителя) может рассматриваться таковой в случае, если:

- продавцом (исполнителем) используется русскоязычная версия Интернет-сайта или исходя из содержания такого сайта следует, что информация о товарах (услугах) предназначена для потребителей, владеющих русским языком или языком народов Российской Федерации;

- продавцом (исполнителем) используется доменное имя сайта, связанное с Россией или субъектом Российской Федерации (.ru, .рф., .su, .москва., moscow и т.п.);

- обеспечена возможность осуществления расчетов в российских рублях или с использованием платежных инструментов, доступных только российским потребителям;

- эквайринг (перечисление денежных средств) продавца (исполнителя) осуществляется российским банком или небанковской кредитной организацией;

- предусмотрена возможность исполнения заключенного на Интернет-сайте продавца (исполнителя) договора на территории России (доставка товара, оказание услуги или пользования цифрового контента на территории России);

- размещена реклама на русском языке, отсылающая к соответствующему Интернет-сайту продавца;

- имеются иные обстоятельства, явно свидетельствующие о намерении продавца заключить договор купли-продажи (возмездного оказания услуг) с российским потребителем.

Учитывая, что в российской судебной практике накопилось большое количество вопросов по данной теме, на сайте Верховного суда РФ 10 июля опубликовано постановление Пленума Верховного суда РФ от 09 июля 2019 года N 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации».

Этот документ затрагивает, в том числе, последствия осуществления россиянами покупок различных товаров через сеть Интернет в иностранных юрисдикциях (государствах).

Верховный суд РФ разъяснил, что в таких ситуациях можно применять нормы российского законодательства о защите прав потребителей. Это значит, например, что потребитель в российском суде освобожден от государственной пошлины (по искам до 1 млн. рублей), а с продавца можно взыскать штраф за невыполнение добровольно законных требований покупателя (суд начислит еще 50% сверх суммы иска в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей»).

Согласно разъяснениям Пленума сайт в сети Интернет может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие аналогичные доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей сети Интернет).

Немаловажно, что в данном постановлении Пленума указано также и то, что суд, рассматривающий дело, вправе по своей инициативе обеспечить защиту прав потребителя, предоставляемую императивными нормами права страны места жительства потребителя.

Постановление подробно разъясняет судам нижестоящих инстанций, на что ориентироваться при рассмотрении дел, в которых российские потребители подают иск против иностранного Интернет-магазина или онлайн-площадки, оказывающей трансграничные услуги.

Одновременно выбор потерпевшим (потребителем) способа защиты нарушенного права, предусмотренного подпунктами 2 или 3 пункта 1 статьи 1221 Гражданского кодекса РФ, не допускается, если причинитель вреда (исполнитель, продавец) докажет, что он не предвидел и не должен был предвидеть распространение товара в соответствующей стране.

В этом случае причинитель вреда должен доказать, что территория соответствующей страны очевидно не относится к территории распространения товара или причинитель вреда запрещал лицам, привлекаемым для распространения товара (покупателям, продавцам, дистрибьюторам и т.п.), реализацию товаров на территории соответствующей страны, а также не осуществлял такую реализацию самостоятельно.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~aI7Rb