Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует о деятельности консультационного центра и пунктов для потребителей, функционирующих на базе учреждения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» и его филиалов (далее – Центр), за 2020 год.
В 2020 году в Республике Карелия на базе Центра и его филиалов осуществляли деятельность 1 консультационный центр для потребителей в г. Петрозаводске и 6 пунктов для потребителей в административных районах Республики (г. Сегежа, г. Кемь, г. Сортавала, г. Костомукша, г. Олонец, г. Питкяранта).
В течение 2020 года консультационным центром и консультационными пунктами на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» было дано 3559 консультаций для граждан по вопросам применения правовых норм законодательства о защите прав потребителей, что на 7,8% больше, чем в 2019 году.
Таблица 1. Динамика проведенных мероприятий в 2019-2020 гг.
Мероприятия |
2019 г. |
2020 г. |
Динамика |
Проведено консультаций всего, в том числе: |
3299 |
3559 |
+7,8 % |
- выполненных специалистом консультационного центра |
2467 |
2882 |
+16,8 % |
- выполненных специалистами консультационных пунктов |
832 |
677 |
–18,6 % |
Подготовлено проектов документов всего, в том числе: |
674 |
990 |
+46,9 % |
- выполненных специалистом консультационного центра |
454 |
639 |
+40,7 % |
- выполненных специалистами консультационных пунктов |
220 |
351 |
+59,5 % |
Проведено горячих линий |
19 |
19 |
0 |
В 2020 году из общего числа консультаций – 677 консультаций (19 %) были проведены консультационными пунктами для потребителей, из них:
Консультационный пункт |
2019 г. |
2020 г. |
Динамика |
Питкяранта |
103 |
97 |
–5,8% |
Олонец |
125 |
101 |
–19,2% |
Сортавала |
161 |
154 |
–4,3% |
Сегежа |
168 |
143 |
–14,8% |
Костомукша |
163 |
102 |
–37,4% |
Кемь |
114 |
80 |
–29,8% |
Наибольшее количество консультаций жители Республики получили по вопросам, связанным с вопросами приобретения некачественных товаров, продажей товаров дистанционным способом, либо нарушением сроков поставки предварительно оплаченного товара – 2219 (62,3 %) консультаций.
Из общего числа консультаций за 2020 год – 1068 (30,1%) консультаций проведены по вопросам оказания услуг (выполнения работ).
По общим вопросам применения положений законодательства о защите прав потребителей консультационным центром и пунктами было проведено 272 (7,6%) консультации.
В ходе консультаций за 2020 год специалистами консультационного центра и пунктов было составлено 710 проектов документов, что на 5,3% больше чем в 2019 году:
Специалистами центра на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» в течение отчетного периода размещены информационные материалы и памятки для потребителей, среди них:
1. «Права потребителей: услуги такси»;
2. «Об итогах проведения «горячей линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров, выборе новогодних подарков»;
3. «Памятка населению: Как купить молочные продукты без заменителя молочного жира?»;
4. «Памятка потребителю. Никотин без табака. Что такое снюс?»;
5. «Что необходимо знать, прежде чем приобрести товар посредством сети Интернет»;
6. «Памятка по организации дополнительного питания детей в школах через торговые (вендинговые) аппараты»;
7. «Изменения в правилах выдачи микрокредитов»;
8. «Права потребителей услуг общественного питания»;
9. «О проведении Всемирного дня защиты прав потребителей в 2020 году»;
10. «О проведении тематических бесед и семинаров по вопросам защиты прав потребителей»;
11. «Обязанности управляющей компании по содержанию многоквартирного дома»;
12. «Изменения, касающиеся подачи исковых заявлений»;
13. «Памятка для потребителей: как защитить свои права при отказе от поездок и путешествий при инфекционной угрозе»;
14. «Как правильно выбрать плодоовощную продукцию»;
15. «Памятка потребителю транспортных услуг»;
16. «Памятка потребителю: маркировка детских товаров»;
17. «Международный день защиты детей»;
18. «Детский отдых: советы родителям»;
19. «Детский отдых в загородном оздоровительном лагере»;
20. «На что обратить внимание при покупке хлебобулочных изделий»;
21. «Что нужно знать при получении туристских услуг»;
22. «Кредит и его особенности»;
23. «Сроки годности, качество и безопасность плодоовощной продукции»;
24. «Выбираем арбуз»;
25. «Правильный выбор школьных товаров»;
26. «Требования к качеству и безопасности детских товаров»;
27. «1 сентября – День знаний»;
28. «Памятка для потребителей платных образовательных услуг»;
29. «Выбираем рыбную продукцию»;
30. «Выбираем мясную продукцию»;
31. «Питание детей в общеобразовательных организациях»;
32. «Состав и содержание общедомового имущества»;
33. «Всемирный день туризма»;
34. «Сроки годности, качество и безопасность плодоовощной продукции»;
35. «Что такое POS-кредитование»;
36. «Особенности оказания услуг такси и каршеринга»;
37. «12 ноября отмечается Всемирный день качества»;
38. «Памятка потребителям услуг ЖКХ»;
39. «Качество и безопасность детских товаров при выборе новогодних товаров».
Во исполнение мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню защиты прав потребителей, с 19 февраля по 20 марта 2020 года Консультационный центр для потребителей на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» при участии Управления Роспотребнадзора в Республике Карелия проводил викторину «Потребитель всегда прав?!» для учащихся 9-11 классов школ Республики Карелия.
Всего в викторине приняли участие 63 учащихся общеобразовательных учреждений Республики Карелия. Информация о проведении викторины была размещена на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», направлена в образовательные учреждения школ республики, в Министерство образования Республики Карелия. Всем участникам Викторины были вручены сертификаты, победители в каждой параллели были награждены дипломами.
За отчетный период специалисты центра и пунктов провели 19 «горячих линий» по следующим темам:
1. услуги такси и каршеринга;
2. качество и безопасность продуктов питания и сроки её годности;
3. вопросы общественного питания, в том числе в общеобразовательных учреждениях;
4. вопросы защиты прав потребителей при организации детского отдыха;
5. качество и безопасность детских товаров, школьных принадлежностей;
6. вопросы финансовой грамотности;
7. выбор новогодних подарков;
8. интернет торговля;
9. туристические услуги и инфекционные угрозы за рубежом;
10. прочие вопросы.
При осуществлении основной деятельности консультационный центр регулярно контактирует в рамках информационного взаимодействия с консультационными пунктами для потребителей по вопросам сбора данных статистической отчетности, применения нормативной правовой базы, применения единых информационных ресурсов, повышения квалификации, организационным вопросам, осуществляются взаимные консультации по вопросам защиты прав потребителей.