Приём обращений граждан |
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
В этой связи распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы.
Роспотребнадзор и его территориальные органы продолжают успешную реализацию Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках своих компетенций по улучшению информирования, консультирования и распространения финансовых и правовых знаний среди населения. При этом используются различные подходы к потребителям финансовых услуг, которые зависят от конкретной группы населения с учетом пола, возраста и первоначального уровня подготовки. Проводимые просветительские мероприятия (лекции, деловые игры, конференции, видео материалы и др.) адаптируются для определенной категории потребителей и способствуют развитию их делового и ответственного подхода к выбору услуг и их поставщиков на финансовом рынке.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия совместно с Консультационным центром и консультационными пунктами в районах республики ведётся постоянная информационная работа, направленная на просвещение граждан по основам потребительских знаний в сфере оказания финансовых услуг – проводятся тематические «горячие линии», анкетирование, размещается информация на сайт, выпускаются памятки для потребителей.
В 2017 году Управлением осуществлено 18 мероприятий по контролю (надзору) в сфере предоставления гражданам-потребителям кредитов и оказания им иных финансовых услуг.
Проведено 11 плановых проверок в отношении: ПАО Банк «Онего», ПАО «Банк Уралсиб», АО «ОТП Банк», АО «Рост Банк», ПАО «МИнБанк», ПАО «Росбанк», АО «Райффайзенбанк», ПАО «СКБ-банк», Газпромбанк (АО), ООО КБ «Ренессанс Кредит», Кредитного потребительского кооператива «Кредитный союз Сортавальский».
По итогам плановых проверок выявлены нарушения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, выразившиеся в нарушении прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах и во включении в заключенные с потребителями договоры условий, ущемляющих права потребителей.
Всего по итогам контрольно-надзорной деятельности и рассмотрения обращений потребителей в отношении кредитных организаций и их должностных лиц составлено 34 протокола об административных правонарушениях, из них:
- по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ (нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге) – 10 протоколов;
- по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ (включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей) – 11 протоколов;
- по основаниям, предусмотренным статьями 19.4 и 19.7 КоАП РФ – 3 протокола.
Вынесено 5 предписаний об устранении выявленных нарушений прав потребителей, 4 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 24 постановления о назначении административного наказания. Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа (16) на общую сумму 144 300 руб. и предупреждения (5).
Управлением дано 2 заключения по делам в защиту потребителей финансовых услуг. На рассмотрение в суд направлено 1 исковое заявление в защиту неопределенного круга потребителей в отношении ПАО «Почта Банк», требования Управления удовлетворены.
В 2017 году в Управление поступило 78 обращений граждан по вопросам оказания финансовых услуг, копии 34 из которых направлены по подведомственности на рассмотрение в Национальный банк по Республике Карелия – Отделение Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Наиболее распространенные вопросы, содержащиеся в обращениях граждан, связаны с:
- исполнением обязательств по кредитным договорам;
- деятельностью коллекторских агентств;
- выдачей кредитов (отказом в выдаче);
- присоединением к программам страхования в рамках кредитных договоров;
- незаконным списанием денежных средств в результате противоправных действий третьих лиц;
- нарушением банком сроков перевода денежных средств;
- удержанием комиссий и начислением процентов и штрафов и т.д.
В настоящее время наблюдается стремительный рост объемов потребительского кредитования, который привел к закредитованности значительной части населения. В связи с этим требуется реализация комплекса мер, направленных на защиту прав заемщиков, снижение их долговой нагрузки и закредитованности, повышение финансовой грамотности потребителей.
Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости дальнейшего развития финансового просвещения населения.
С учётом вышеизложенного, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия сообщает, что в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» поступили обновлённые информационные печатные материалы по различным видам финансовых услуг (буклеты).
Тематика информационных материалов: 1) Кредитная карта; 2) Потребительский кредит; 3) Автокредит; 4) Ипотечный кредит; 5) Банковский вклад и счёт; 6) Добровольные пенсионные накопления; 7) Дебетовая карта; 8) Автокаско; 9) ОСАГО и ДСАГО; 10) Микрофинансирование, кредитные потребительские кооперативы; 11) Платёжные услуги; 12) Коллекторы.
Вышеуказанная печатная продукция будет использована Управлением при проведении различных информационно-просветительских мероприятий по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.
Кроме того, все желающие могут бесплатно получить информационные материалы по финансовым услугам непосредственно в Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия по адресу: г.Петрозаводск, ул.Володарского, д.26 в рабочие дни с 9-00 до 18-00 (1-й этаж возле информационных стендов).